Онлайн-календарь «Нефтегазовая промышленность в днях рождения» - 2022
Единый Реестр подрядчиков, поставщиков, оборудования и материалов для групп «Газпром» и «Транснефть» на 2021–2022 годы

Чем опасен запрет на страхование танкеров с российской нефтью

02.06.2022
Главные события

ЕС, помимо решения о нефтяном эмбарго, договорился с Лондоном о запрете страховать перевозки топлива из России. Эта мера способна затруднить поставку российской нефти и в третьи страны. РБК разбирался, какие альтернативы возможны.

Евросоюз договорился с Великобританией усилить европейское эмбарго на импорт российской нефти запретом страховать перевозки российского топлива по всему миру. Об этом сообщили 31 мая западные деловые СМИ. Более того, как пишет Financial Times (FT) со ссылкой на источник в Еврокомиссии, над присоединением к запрету работает «Большая семерка» (G7). Правительство Великобритании намерено вскоре объявить о запрете для своих компаний предоставлять страховое покрытие морским судам, транспортирующим российскую нефть. «Это происходит координированным [с Европой] способом», — цитирует FT одного из британских чиновников.

Сам по себе запрет покупать российскую нефть (под ним к концу года окажется до 90% ее экспорта в ЕС) скорее переориентирует поставки, нежели сократит их, тогда как запрет на страхование способен оказать более сильный экономический эффект, пишет The Wall Street Journal. Это «джокер» в кармане европейцев и, вероятно, один из самых важных элементов в «наступлении» на российский нефтяной экспорт, считает экономист, автор отраслевой рассылки Commodity Context Рори Джонстон.

РБК разбирался, что будет означать для российского нефтяного экспорта решение ЕС и Великобритании прекратить страхование этих операций.

Как работает рынок страхования морских перевозок

В мировой практике судовладельцы осуществляют следующие виды страхования (по значимости) — страхование ответственности судовладельца (очень широкое покрытие, означающее защиту имущественных интересов судовладельца в результате возникновения убытков, претензий со стороны третьих лиц и т.д.), страхование судна, страхование перевозимого груза, объясняет представитель Всероссийского союза страховщиков (ВСС). Страхование ответственности судовладельца соответствует английскому термину protection and Indemnity (P&I, защита и возмещение).

Страхованием P&I занимается Международная группа клубов взаимного страхования — ассоциация, которая объединяет 13 крупнейших клубов страхования судов (Англии, США, Скандинавии, Японии и т.д.). Членами клуба являются в основном судовладельцы и фрахтователи. Они ежегодно делают страховые взносы в фонд клуба, из которого возмещаются расходы судовладельцев в случае возникновения убытков из-за причинения вреда здоровью экипажа, гибели судна, повреждения портовых сооружений, кабелей и т.д. Главной целью деятельности Международной группы клубов является распределение страховых рисков на основании пулового соглашения и приобретение перестрахования в международном пуле группы.

Страхование самого судна (каско) соответствует термину hull and machinery (H&M) — защита корпуса и оборудования. «Если проводить аналогию, то не сильно отличается от страхования каско автомобилей. Разница лишь в том, что в H&M покрываются еще и поломки двигателя», — рассказывает представитель ВСС. Наконец, страхование грузов чаще всего обеспечивается не судовладельцем, а другой стороной в соответствии с условиями контракта на поставку груза (в том числе грузополучателем). В целом P&I и H&M — это основные виды страхового покрытия, при этом без первого обойтись практически нельзя, отмечают в ВСС. Без должного покрытия P&I лишь немногие фрахтователи судов захотят перевозить груз, большинство портов будет отказывать судам в доступе, подтверждает отраслевое издание Lloyd's List.

Какую роль играет Лондон

Великобритания является ведущим игроком как в области взаимного страхования (P&I), так и в сфере страхования самих судов (H&M). Международная группа клубов взаимного страхования судовладельцев (International Group of P&I Clubs, или IG P&I) базируется в Лондоне, и семь из 13 связанных с ней клубов также расположены в британской столице. По данным самой IG P&I, ее участники обеспечивают покрытие 90% мирового тоннажа морских судов.

Также в Лондоне находится Lloyd's of London — рынок страхования и перестрахования. Это не страховая компания, а рыночная площадка, позволяющая свести покупателей и продавцов страховки, и фактически регулятор, устанавливающий правила работы для своих участников (андеррайтеров, брокеров). Lloyds, в частности, предоставляет возможность страховать корпус судна и груз. Lloyd's of London 1 июня сообщила, что плотно работает с британскими властями и международными регуляторами по приведению в исполнение санкций против России.

«Основные страховочные и перестраховочные емкости, которые использовали судовладельцы и грузовладельцы [связанные с Россией], находились на западных рынках», — сказали РБК в страховой компании «Согласие».

Какие есть сложности с трактовкой санкций

Президент Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен на этой неделе заявила, что европейские лидеры согласовали «запрет на страхование и перестрахование российских судов [с нефтью] европейскими компаниями». Британия введет аналогичные санкции, утверждает The Times. «Основной вопрос: что значит «российское судно»? Ходящее под российским флагом? Находящееся в собственности россиян? Зафрахтованное россиянами?» — цитирует издание Lloyd's List неназванного страхового андеррайтера. «До тех пор пока мы не получим уточнений и формальных определений, мы не можем сказать, как нас затронет этот санкционный пакет», — говорит он.

Тем временем в преддверии формального запрета западные страховщики уже начали избегать российских нефтяных грузов, утверждает Reuters. Даже суда без связей с Россией рискуют потерять страховое покрытие, если подхватят российскую нефть, пишет агентство. По информации Wall Street Journal, запрет на страхование вступит в силу через шесть месяцев после утверждения санкционного пакета.

По данным FT, за годы нефтяных санкций против Ирана отрасль в целом научилась их соблюдать, однако самая большая сложность будет заключаться в том, как определить, что на борту судна именно российская нефть. Власти США утверждали, что одна из тактик по обходу санкций, которую применял Иран, — смешивание своей нефти с другим топливом в целях сокрытия реального происхождения нефти. Еще в апреле Bloomberg писал, что компания Shell начала торговать «латвийской смесью», где баррель только на 49,99% состоит из российского сырья (технически такой груз не считается грузом российского происхождения). Неясно, как на практике будут реализовывать ограничения в случае, если нефть в танкере смешивается с другой нефтью, теряя статус «российского» продукта и становясь блендом, подтверждает партнер Strategy Partners Алексей Волостнов.

Еще одна потенциальная проблема: страховщики могут вообще отказаться от страхования любых судов, выходящих из конкретного российского порта, утверждает FT. Пострадать от этого может, например, казахстанская нефть, которую переваливают в российских портах. Так, Каспийский трубопроводный консорциум в основном перекачивает нефть с месторождений Западного Казахстана, которая затем переваливается в порту близ Новороссийска.

Иранский опыт

Решения по обходу нефтяных санкций, которые систематически применял Иран, можно разделить на четыре категории, утверждает советник консалтинговой фирмы Gulf State Analytics Бретт Судетич:

  • хранение нефти на танкерах в море, пока ищутся клиенты, готовые купить подсанкционную нефть;
  • изменение имен судов и их идентификационных кодов для запутывания следов;
  • отключение системы AIS, служащей для идентификации судов;
  • секретные перегрузки нефти с судна на судно в море (STS).

Какие есть возможности для альтернативного страхования

При страховании ответственности по крупным танкерам лимиты по договорам страхования ответственности судовладельца могут достигать $1–2 млрд, соответственно, такие лимиты требуют перестрахования, предупреждает собеседник РБК на страховом рынке. В нынешних условиях у российских страховщиков нет возможности обеспечить страхование с последующим перестрахованием на традиционных рынках рисков с такими лимитами из-за законодательного запрета на осуществление перестрахования за рубежом, указывает он.

Перестрахование используется страховыми компаниями, когда в силу размера и сложности некоторых обязательств перед клиентами они нуждаются в дополнительной защите — для этого страховщики уже сами страхуют свои риски в другой компании.

Если не будет перестраховки, сама страховка станет дороже, примерно в два раза, считает управляющий партнер «Инфра Проекты» Алексей Безбородов. Однако, по его мнению, сделать ее все равно можно будет, к примеру, в Китае или арабских странах.

В санкционных реалиях придется искать новые механизмы обеспечения защиты судовладельца, говорит глава страхового брокера и общества взаимного страхования «Ростеха», бывший глава Российской национальной перестраховочной компании Николай Галушин (его слова передал представитель). По его словам, суда, формально не являющиеся российскими, которые перевозят российскую нефть, могут оказаться без страховой (перестраховочной) защиты, а без нее возить нефть, скорее всего, никто не будет. «Здесь важно, как судовладельцы и российские страховщики договорятся о том, чтобы считать этот бизнес российским. И соответствующим образом его защищать. А дальше, как заново построить защиту во многих портах, куда наши суда еще могут заходить и в которых им может потребоваться защита», — рассуждает эксперт.

По словам Галушина, можно обратиться к опыту иранского клуба, который представляет собой конструкцию государственно-частного партнерства: в пределах определенного лимита ответственность несет пул, созданный национальными игроками, а сверх этой суммы предоставлена гарантия со стороны государства. Совокупный лимит иранского пула эквивалентен $500 млн.

«Российский рынок прорабатывает свои решения по страхованию данных рисков. Возникновение, например, российских клубов взаимного страхования среди судовладельцев тоже возможно, но это потребует времени», — ответили РБК в «Согласии». В части перестрахования рисков рассматривается выход на рынок дружественных стран в Азии и постсоветском пространстве, однако и там предстоит большая работа, предупреждают в страховой компании.

Какой именно способ страхования будет выбран грузоотправителем (грузополучателем), покажет только время, но это в любом случае найдет отражение в цене товара, признают в «Согласии». Рынок для российской нефти, безусловно, не закроется, но продавать нефть за рубеж объективно станет сильно сложнее, говорит Волостнов. «Возможность перевозить российскую нефть останется, как всегда оставалась возможность купить иранскую нефть, однако привлекательность продукта для потребителей будет определяться дисконтом, который будет вынужден предлагать продавец», — добавляет он. По данным Минфина России, средняя цена российской нефти Urals в мае составила $78,8 за баррель, дисконт к мировым котировкам фьючерсов Brent сложился примерно в размере 30%.

02.06.2022 г. /РБК/

Роснедра предлагают создать в России Геологическую службу

02.06.2022
Главные события

Роснедра предлагают на фоне ухода иностранных компаний из РФ создать в стране Геологическую службу, которая займется интеграцией технологий для добычи полезных ископаемых и планирования геологоразведки, заявил замглавы агентства Орест Каспаров на Международном промышленном форуме. По его словам, служба может быть создана на базе самих Роснедр.

Каспаров отметил, что для сохранения имеющихся технологических цепочек необходимо сохранить сервис и компетенции компаний, решивших прекратить работу в стране.

"Пришло время говорить о создании новой системы недропользования, поскольку та система, которая была до сегодняшнего момента, показала себя эффективной, но при этом новые реалии заставляют нас подумать о том, чтобы действительно создать полноценную геологическую службу России, которая бы какие-то компетенции, которые ушли, сохранила, наработала свои и являлась бы центром компетенций и объединения всех инноваций, которые существуют в нашей российской промышленности", - сказал он.

Он добавил, что сейчас работа научных институтов и производства зачастую не скоординирована, и "фактически НИОКР в геологоразведочной отрасли мало кто занимается".

"Что касается upstream, то имеет смысл, чтобы Роснедра взяли на себя роль интегратора всех необходимых технологий", - полагает Каспаров.

02.06.2022 г. /ТАСС/

Исключение групп продукции из Единого Реестра МТР «Газпром». Разбор NGEE.RU

02.06.2022
Главные события

ООО «НЕФТЕГАЗЭНЕРГОЭКСПЕРТ». 8 карточек.

1. Слышал, что из Единого Реестра МТР ПАО «Газпром» недавно исключили много видов продукции и оборудования. Что это значит?

Действительно, структура и состав Единого Реестра материально – технических ресурсов, допущенных к применению на объектах ПАО «Газпром» и соответствующих требованиям Общества (известный как Единый Реестр МТР ПАО «Газпром») были сильно обновлены в марте 2022 года. Из перечня был исключено достаточно много групп МТР. Об этом сообщалось в письме № 06/46 – 1186 от 17.03.2022 «Об актуализации перечня групп МТР».

С этого момента к исключенным группам перестало применяться требование о наличии реестровой записи в Едином Реестре МТР для возможности их применения на объектах ПАО «Газпром».

В целях оптимизации структуры и состава Единого Реестра материально-технических ресурсов, допущенных к применению на объектах ПАО «Газпром» и соответствующих требованиям Общества (далее- Единый Реестр МТР), утвержден новый перечень групп МТР, на которые распространяется действие Единого Реестра МТР (далее – перечень групп МТР).

Обращаем внимание, что при актуализации перечня групп МТР из него исключен ряд групп/подгрупп МТР, в связи с чем в настоящее время к соответствующим видам МТР не применяется требование о наличии реестровой записи в Едином Реестре МТР для возможности их применения на объектах ПАО «Газпром».

2. И что это означает? «Газпром» прекращает закупки данных групп и подгрупп МТР или, наоборот, теперь любое предприятие может стать партнером «Газпрома» и поставлять продукцию на объекты без каких-либо дополнительных условий?

Ни то и ни другое. Единый Реестр МТР был оптимизирован «Газпромом» в рамах оперативных мер, которые принимаются, чтобы продолжить нормальную работу в сложившихся непростых санкционных условиях. Подробности этих мер изложены в письме «Газпрома» № 06-429 от 16.03.2022 «О реализации объектов строительства и ремонта».

Конъюнктура рынка нефтегазового оборудования, материалов, работ, услуг и технологий в ТЭК сильно изменилась, и не замечать это невозможно. Но «Газпром», несмотря ни на что, должен обеспечить успешную реализацию инвестиционных проектов и своевременное выполнение программы диагностики, технического обслуживания и ремонта (ДТОиР) объектов единой газотранспортной системы.

Поэтому по тем группам продукции и оборудования, в которых у Группы «Газпром» есть критическая потребность, задачи по импортозамещению, необходимость корректировки проектов и проектной документации с заменой оборудования, срочной закупкой и т.д., убраны некоторые заградительные барьеры.

3. А где можно посмотреть список групп и подгрупп, исключенных из Единого Реестра МТР «Газпром»?

Общий список исключённых групп/подгрупп МТР можно найти в приложении к письму № 06/46 – 1186 от 17.03.2022, если у вас есть доступ к этому документу.

Также из актуального перечня групп МТР, на который распространяется действие Единого Реестра МТР, легко можно понять, какие группы/подгруппы в нём больше не присутствуют.

Самый простой и быстрый способ проверить, попадает ли сейчас ваша продукция в перечень Единый Реестр МТР, - задать вопрос экспертам «Нефтегазэнергоэксперт».

4. Ну хорошо, допустим, продукция для ТЭК, которую производит наша компания, не входит в перечень Единого Реестра МТР. Как нам стать поставщиком «Газпрома»?

Поскольку меры, принимаемые «Газпромом», нацелены именно на расширение возможностей по выбору и привлечению новых поставщиков, то закупка этих групп и подгрупп МТР, на которые не распространяется требование быть в реестре, теперь проводится «Газпромом» на общих основаниях. Это как раз подтверждено в письме № 06/46-1504 от 05.04.2022 г «О применении Единого Реестра МТР ПАО «Газпром».

Для тех видов МТР, которые отсутствуют в Перечне, в том числе по причине исключения группы/ подгруппы из Перечня, включение в Единый Реестр МТР не требуется, а закупка их проводится на общих основаниях.


Формально это означает для части производителей, особенно поставщиков импортозамещающей продукции в нефтегазовом секторе, снижение входных барьеров в «Газпром», более лёгкий доступ к закупкам и появление конкуренции.

Если ваше предприятие уверено в качестве своей продукции и может предложить хорошие условия, то в 2022 году стать поставщиком «Газпрома» вам будет намного проще.

5. Получается, любая компания теперь может поставить в «Газпром» оборудование любого, даже сомнительного качества? А как быть с тем, что теперь поставляемая продукция не соответствует требованиям ПАО «Газпром?

«Газпром» отменил требование к нахождению части продукции в Едином реестре МТР. Но не отменил требования к самой продукции!

Единый Реестр МТР ПАО «Газпром» существует всего несколько лет, однако ранее, много лет до того, как он появился, «Газпром» вполне успешно осуществлял контроль за качеством поставляемой на объекты продукции и обеспечивал безопасность и бесперебойную работу Единой системы газоснабжения РФ.

Помимо требований «Газпрома», существуют требования Технических регламентов, национальных стандартов, СНиП, РД и т.д. Можно сделать вывод, что специалисты «Газпрома» считают, что для продукции, исключенной из реестра МТР (не входящей в него), технических требований, прописанных в Технических регламентах, национальных стандартах, СНиПах, РД и других нормативных документах, достаточно для обеспечения качества поставляемой продукции.

Кроме того, проверка качества продукции и соответствие требованиям «Газпрома» (а также других нормативных документов) всегда проводится «Газпромом» в ходе сертификации в Системе Добровольной Сертификации ИНТЕРГАЗСЕРТ.

6. Но я слышал, что для видов продукции, которые отсутствуют в Перечне МТР «Газпрома», получать сертификат СДС ИНТЕРГАЗСЕРТ теперь тоже не требуется. Так как понять, нужно нам сертифицировать нашу продукцию в ИНТЕРГАЗСЕРТ или не нужно?

Если ваша продукция присутствует в Едином Реестре МТР, то ничего не изменилось – наличие сертификата ИНТЕРГАЗСЕРТ является обязательным условием.

Но Вы абсолютно правы. В письме № 06/46-1504 от 05.04.2022 г есть разъяснение, что т.к. виды МТР, которые отсутствуют в Перечне МТР, «Газпром» закупает на общих основаниях, то и сертификация в СДС ИНТЕРГАЗСЕРТ для такой продукции не требуется.

При этом в «Газпроме» никогда не бывает всё так просто! СДС ИНТЕРГАЗСЕРТ официально всегда являлась добровольной системой сертификации. И никто не запрещает производителю сертифицировать свою продукцию и подтвердить её соответствие требованиям ПАО «Газпром», даже если это не является обязательным.

И этому есть очень простое объяснение. Наличие сертификата ИНТЕРГАЗСЕРТ позволяет производителю получить дополнительные баллы по нестоимостным критериям оценки при участии в конкурентных закупках в ПАО «Газпром». А это критически важно, чтобы победить в тендере «Газпрома».

Если вам всё равно сложно принять решение, стоит ли сертифицировать продукцию в ИНТЕРГАЗСЕРТ, вы всегда можете обратиться к экспертам «Нефтегазэнергоэксперт», чтобы получить подробные разъяснения и развеять свои сомнения.

7. Выходит, если наше оборудование исключено из перечня МТР, то нам все-таки будет проще стать поставщиком Газпрома? Ведь больше нет требований находиться в официальном реестре и даже получать сертификат ИНТЕРГАЗСЕРТ не обязательно.

Определённо, в «Газпром» теперь проще войти новому поставщику. Снижение входных барьеров, особенно в наше непростое время, делает эту задачу реальной практически для любого предприятия, производящего востребованную на нефтегазовом рынке продукцию, в том числе и для Вашего.

Но не стоит забывать о конкуренции!

Более лёгкие возможности появились теперь не только у вас, но и у всех ваших конкурентов. Поэтому если вы действительно хотите выигрывать тендеры в «Газпроме», необходимо продемонстрировать, что ваше предприятие производит качественную продукцию, предлагает хорошие условия и имеет широкие возможности.

Кроме того, если раньше специалисты «Газпрома» при подборе оборудования использовали только официальный реестр «Газпрома», в котором была ваша компания, то теперь закупщики больше не видят ваше предприятие и продукцию в официальных реестрах «Газпрома». Теперь они выбирают из всего множества производителей.

Поэтому вашему предприятию даже намного важнее, чем раньше, быть на виду у представителей проектных институтов и организаций «Газпрома», пока этого не сделали ваши конкуренты. И если Вы напомните представителям «Газпрома», что ваша продукция была в Едином Реестре МТР и имеет сертификат ИНТЕРГАЗСЕРТ, а значит, качество без сомнений отвечает требованиям «Газпрома», то это точно склонит выбор в вашу пользу!

Такую информацию, в том числе о присутствии сейчас или ранее в официальных реестрах «Газпрома», Вам лучше всего опубликовать в онлайн-Едином Реестре подрядчиков, поставщиков, продукции и материалов для Групп «Газпром» и «Транснефть», которым привыкли пользоваться специалисты отрасли для проверки компаний, продукции и услуг, входящих в официальные реестры «Газпром» и «Транснефть».

8. Отлично. Что ещё нам нужно знать о поставках МТР в «Газпром»?

Конечно, наступили непростые времена. Но любой кризис всегда открывает новые возможности. Сейчас именно тот момент, когда у любого российского промышленного предприятия есть шанс развития бизнеса. Не только «Газпром», но и большинство крупнейших нефтегазовых компаний находится в поиске новых поставщиков, подрядчиков и производителей импортозамещающей продукции.

Главное – быть у них на виду, иметь хорошую репутацию, вовремя рассказать потенциальным покупателям о своих возможностях и убедить, что вы – надежный партнёр, устойчиво чувствующий себя в кризис и производите качественную продукцию.

Для решения этих задач ключевые промышленные предприятия уже более 15 лет используют возможности Информационно-справочной системы www.ngee.ru

Единый Реестр предприятий ТЭК РФ является тем самым авторитетным всероссийским агрегатором, которому доверяют специалисты российского нефтегазового, энергетического, промышленного сектора, включая представителей «Газпром», «Транснефть», «Роснефть», «Русал», «Норильский никель», «СИБУР», «ММК» и др. крупнейших заказчиков со всего пространства ЕАЭС при решении задач импортозамещения, поиска информации об организациях, продукции, услугах ТЭК, проверки благонадежности подрядчиков и поставщиков, а также приглашения их к поставкам и участию в тендерах.

Онлайн-Единый Реестр 2021-2022
Онлайн-календарь 2022
ООО БЕННИНГ ПАУЭР ЭЛЕКТРОНИКС
АО АМИРА
ООО СЕРВИСНАЯ КОМПАНИЯ ИНТРА
ООО ФАБРИКА КРАСКИ ХЕМИ

Новости

Компании на карте

img

Вопросы и ответы

Продление экспертного заключения "Газпрома" по ДТОиР

Мы писали заявку на продление разрешительного документа на ДТОиР в декабре 2018 года, нам тоже отказали. Почему отказали я не смог выяснить. Заказчик ...

Сертификация в СДС ИНТЕРГАЗСЕРТ продукция и СМК

Никто не обещал, что сертификация в СДС ИНТЕРГАЗСЕРТ - это легко и бюджетно! Если вы хотите поставлять продукцию в "Газпром" - никуда не ден...

Сертификация строительных работ (услуг) в СДС ИНТЕРГАЗСЕРТ

Да вот непонятно, отменили или нет. Я создал новую тему по этому поводу....

Продление экспертного заключения "Газпрома" по ДТОиР

Мы писали заявку на продление разрешительного документа на ДТОиР в декабре 2018 года, нам тоже отказали. Почему отказали я не смог выяснить. Заказчик ...

ООО ФАБРИКА КРАСКИ ХЕМИ
АО АМИРА
ООО БЕННИНГ ПАУЭР ЭЛЕКТРОНИКС