- Главная страница
- Статьи
- Чем угрожают мировому газовому рынку санкции ЕС против российского СПГ
Чем угрожают мировому газовому рынку санкции ЕС против российского СПГ
Какие риски потенциально могут нести новые санкции в отношении российского СПГ, и главное — кто пострадает больше? Разбор Bloomberg в переводе на русский язык.
С самого начала российской СВО Европа и ее союзники искали способы ограничить доходы Москвы от экспорта ископаемого топлива, не вызывая при этом скачков затрат на электроэнергию для своих граждан.
Новейшая идея: запретить использование портов Евросоюза для реэкспорта сжиженного природного газа.
Российский производитель ПАО «Новатэк» полагается на остановки в ЕС для перевалки топлива, доставленного с арктических проектов, с судов ледового класса на обычные танкеры. Хотя перекрытие доступа не помешает грузам достичь Европы (где импорт СПГ из России фактически увеличился с 2022 года), оно затруднит доставку в третьи страны Азии, что потенциально может вызвать недовольство ключевых покупателей, таких как Китай или Индия.
Европа намерена запретить реэкспорт российского СПГ
Это может ограничить планы России по отправке СПГ в Азию по Южному морскому пути.
Политики ЕС обсуждают этот шаг в рамках своего 14-го пакета санкций против России. Хотя это и не полный запрет, он станет первым случаем, когда Европа вводит конкретные меры против российского СПГ.
В случае одобрения эта мера может привести к еще большему увеличению циркуляции российского топлива в Европе. Это также, вероятно, вызовет проблемы с контрактами для европейских логистических фирм и политическую реакцию со стороны других стран-покупателей газа.
Что конкретно будет подвергнуто санкциям?
Для оптимизации транспортных расходов арктический проект «Ямал СПГ», управляемый «Новатэком», использует порты Зебрюгге в Бельгии и Монтуар во Франции для перевалки грузов с 15 судов ледового класса на обычные танкеры. Обычно прибывающее судно разгружается на терминале, а стандартный танкер СПГ загружается примерно в одно и то же время. В условиях запрета это станет невозможным.
Для «Ямал СПГ» остановки необходимы, чтобы позволить узкоспециализированным судам вернуться на арктический завод, где условия мореходства слишком суровы для обычных судов.
Данные отслеживания судов показывают, что в отдельные месяцы в Европе переваливается до восьми поставок с российских танкеров, хотя это число варьируется и значительно снижается летом и осенью, когда Северный морской путь через Арктику имеет меньше льда и обеспечивает более быстрый доступ к Китаю.
Что это будет означать для европейских закупок СПГ?
Импорт российского СПГ в ЕС в прошлом году составил 14,4 млн тонн, по данным консалтинговой компании Energy Aspects Ltd. Объем перевалки топлива составил 2 млн тонн.
Вероятный сценарий заключается в том, что вследствие запрета эти дополнительные объемы останутся в блоке, где доля российского СПГ уже составляет около 13%.
Например, «Новатэк» мог бы разгружать грузы, предназначенные для Азии, в Европе и использовать географические обмены, говорит Джеймс Уодделл, глава отдела европейского газа и глобального СПГ компании Energy Aspects. Это означает, что компания будет закупать газ в другом месте для поставок азиатским потребителям.
В результате это «станет поводом для обвинений европейских правительств в том, что они фактически увеличивают поставки российского СПГ, декларируя при этом, что пытаются свести их к минимуму», — сказал Уодделл.
Пострадает ли производство СПГ в России?
Санкции еще больше усложнят логистику перевозок для России и заставят специализированные суда путешествовать по более длинным маршрутам. Мировое судоходство уже и так избегает Красного моря после атак йеменских хуситов, вынуждая суда менять маршрут и огибать Африку. По данным Energy Aspect, доставка грузов СПГ с «Ямала» напрямую в Азию приведет к увеличению затрат на фрахт и логистику, а также к более длительному нахождению ледоколов в пути.
У России действительно есть некоторые альтернативы: она осуществляет перевалку с судна на судно недалеко от Мурманска, что можно было бы использовать для высвобождения судов. Также можно использовать Северный морской путь летом, когда тает лед, и к заводу могут добраться обычные танкеры.
Если альтернативные механизмы доставки потерпят неудачу, экспорт российского СПГ действительно может сократиться. Однако не надо забывать, что страна проявила большую изобретательность в обходе западных санкций в отношении нефти.
Что будет означать запрет для азиатских клиентов?
По данным Energy Aspects, экспорт российского СПГ азиатским покупателям может снизиться или стать дороже из-за более высоких логистических издержек.
В наиболее экстремальном варианте сценария, «если «Новатэк» не сможет реконфигурировать свою логистику и экспорт российского СПГ будет прекращен, действия Европы приведут к разрыву контракта между Россией и Китаем на поставку 3 миллионов тонн в год, что может вызвать политическую реакцию со стороны Китая», — сказал Уодделл.
Использование Северного морского пути или перевалки в Мурманске также будет зависеть от климатической обстановки и состояния льдя, что приведет к переносу поставок в Азию на вторую половину каждого календарного года, добавил он.
Как это повлияет на европейские компании?
Европейские компании, такие как немецкая государственная Securing Energy for Europe GmbH, Shell Plc и TotalEnergies SE, полагаются на перевалку грузов с Ямала в Зебрюгге и Монтуаре, согласно контрактной базе, опубликованной глобальной группой импортеров.
Срок действия этих контрактов истекает не раньше 2038 и 2041 годов, что потенциально открывает возможность для объявления форс-мажорных обстоятельств или открытия договорных споров, если перевалка будет запрещена вследствие санкций.
SEFE, например, нуждается в объемах ямальского СПГ, переваливаемых в Зебрюгге, для обслуживания своего долгосрочного контракта с индийской GAIL Ltd. Глава немецкой компании ранее заявлял Bloomberg, что для него предпочтительнее, чтоб поставщики с Ямала с более дешевой логистикой оставались в Европе, чем искать новых поставщиков и способы, как выполнять свои обязательства перед GAIL.
В SEFE заявили, что следят за развитием событий, и отказались подробно комментировать потенциальное влияние пакета санкций.
Будут ли еще проигравшие?
Одним из крупнейших проигравших может стать компания Fluxys SA, которая управляет терминалом СПГ в Зебрюгге. Компания построила на терминале специальный резервуар для хранения газа по 20-летнему контракту с «Ямал Трейд», торговым подразделением «Ямал СПГ».
По одной из рыночных оценок, терминал может объявить форс-мажорные обстоятельства в случае санкций на перевалку или столкнуться с штрафами в размере 1 миллиарда евро, если он не сможет предоставить Yamal Trade услугу в течение оставшегося срока действия контракта.
Если действия правительства Бельгии помешают исполнению обязательств по контракту на перевалку, это будет классифицироваться как форс-мажор, согласно условиям контракта, опубликованным на сайте Fluxys.
«Это будет плохо для европейских портов, осуществляющих перевалку», — прокомментировала Катя Яфимава, старший научный сотрудник Оксфордского института энергетических исследований.
Представитель Fluxys заявил, что пока неясно, что именно будет подпадать под санкции, и поэтому невозможно оценить точный эффект.
Источник: Bloomberg
Новости
Компании на карте
Вопросы и ответы
Мы писали заявку на продление разрешительного документа на ДТОиР в декабре 2018 года, нам тоже отказали. Почему отказали я не смог выяснить. Заказчик ...
Никто не обещал, что сертификация в СДС ИНТЕРГАЗСЕРТ - это легко и бюджетно! Если вы хотите поставлять продукцию в "Газпром" - никуда не ден...
Да вот непонятно, отменили или нет. Я создал новую тему по этому поводу....
Мы писали заявку на продление разрешительного документа на ДТОиР в декабре 2018 года, нам тоже отказали. Почему отказали я не смог выяснить. Заказчик ...