Портал работает в тестовом режиме. При обнаружении ошибок просьба сообщать на почту feedback@ngee.ru
Большой Баннер

Гвозди бы делать. Что мешает импортозамещению в России

Предприниматель и общественный омбудсмен по делам малого и среднего бизнеса Анастасия Татулова — о том, почему российским предпринимателям тяжело заместить покинувший страну иностранный бизнес.

Весь прошлый месяц страна увлеченно обсуждала бумагу, саморезы и гвозди, так поразившие спикера Совета Федерации, и, соответственно, наши перспективы по их импортозамещению. Но если Валентина Матвиенко сильно удивилась отсутствию в России производства гвоздей, то производственники и фабриканты — тому, как искренне чиновники поражены очевидными и давно известными фактами, о которых представители отраслей говорят правительству много лет.

Несмотря на открывшуюся неприятную правду, ни одного системного стимулирующего решения, которое помогло бы предпринимателям эффективно нарастить объемы или запустить новые производства, за 60 дней «спецоперации» не принято. И вот это уже по-настоящему удивительно.

Немного цифр и фактов

  • «Импортозамещением» страна начала заниматься в 2014 году, когда против России были введены первые масштабные санкции.
  • Количество производственных предприятий, не связанных с недрами, — это официальные данные Росстата, — с 2017 года только падало.
  • Есть регионы, в которых нет уже ни одного производственного предприятия! А доля компаний-зомби в российской промышленности составляет 10–15% (анализ Центра конъюнктурных исследований НИУ ВШЭ) — это неэффективные убыточные промышленные организации на грани банкротства.
  • В обрабатывающей промышленности доля предприятий, получивших убыток, в 2019 году составляла 23,1%, а в 2020-м выросла до 25%.
  • Сокращается число предприятий пищевой промышленности в сегменте МСП: январь 2020 года — 51 200, январь 2022-го — 50 900.
  • Доля импортных товаров в структуре затрат продуктовых производителей на начало 2020 года, по данным KPMG, превышала 50%.
  • По производительности труда страна в разы отстает от уровня ЕС и тем более Китая.
  • Из 6 млн предприятий сектора МСП производственных — менее 300 тысяч, то есть 5%. Остальное — торговля и услуги. В Германии этот показатель составляет 23%, в Китае — более 40%.

Как мы до этого докатились и насколько эффективно «послать» предпринимателя делать гвозди или шить платья?

Чем больше общаюсь с чиновниками разного уровня, тем больше убеждаюсь, что в реальности они очень плохо представляют, сколько сейчас зарабатывают производства и предприниматели в реальном секторе. Больше всего удивляет непонимание ими сути и смысла предпринимательской деятельности. Все предельно просто: у предпринимателя нет никакой другой причины вести бизнес, кроме получения прибыли, а заниматься производством в России в 90% случаев просто невыгодно. За последние годы рентабельность производства снизилась в 3-5 раз, при этом зарегулированность, по моей оценке, выросла раз в 10.

К чему мы как страна пришли: сдавать помещение в аренду или держать деньги в банке в России стало в разы более выгодно, чем инвестировать в производство. Прибыль по банковскому депозиту — 20% годовых, а возня и пахота владельцев производственного предприятия с работой круглосуточно и боями за каждый рубль, который у тебя пытаются отнять «импортозаместители», нахлебники и проверяющие всех мастей, — от силы 7%, а реально 3-4%.

Разберемся, где деньги

На рентабельность любого производства влияют три основные статьи расходов: сырьевая себестоимость, налоги, зарплаты.

  • Сырьевая себестоимость

Тут все понятно — беда бедой. Сейчас подорожало все, от фреона для холодильных установок до картона для упаковки. Каждая составляющая выросла в цене, и не на 2-5%, а в разы.

Также в стране удушили сельское хозяйство в угоду крупным игрокам, которые стали практически монополистами и поднимают цены как хотят. Фермеров добивали разными законами и ограничениями, «Меркурием», маркировками — ну и в целом добили. Нет своего сырья — не из чего производить. И так во многих отраслях.

  • ФОТ (фонд оплаты труда, зарплаты и налоги с этих зарплат)

Это основная боль производственников по всем опросам. В зависимости от нахождения предприятий в реестре МСП за каждого сотрудника они платят от 30 до 43% суммарно (НДФЛ и социальные взносы). С момента появления самозанятых производства оказались еще и в ситуации, когда агрегаторы платят 6%, переведя сотрудников в самозанятые. В итоге технологи и квалифицированные специалисты пошли работать курьерами — там больше платят.

  • НДС

Тут уже не беда, тут катастрофа полная. Подавляющее число производств находится на основной системе налогообложения и платит 20% НДС. При этом если взять пищевое производство, то продукты закупаются с НДС 10%, а продается готовая продукция — с 20%. В зачет берется только 10%. Разницу предприниматель оплачивает из собственного кармана.

Затраты на ФОТ в расходную базу НДС не входят, к зачету их предприниматель принять не может, и для человекоемких производств это фактически становится дополнительным оборотным налогом на труд.

Своими налогами производственник еще и авансирует государство: НДС перечисляется с не полученных еще денег, заранее, по факту отгрузки.

  • В случае с нашей несчастной страной добавляется четвертая крупная статья расходов— так называемые «неналоговые платежи».

Это поборы, взятки, штрафы, различные разрешения и согласования, маркировка «честным знаком», «Меркурий», «Платон», экологические паспорта, паспорта безопасности, СОУТы и прочая дребедень, которую со скоростью пулемета выплевывало все последние годы в производителей государство. Один известный сыровар на мероприятии в Госдуме недавно поделился историей строительства цеха на ферме. Прямые затраты составили 9 млн рублей, а на согласования, оформления, проверки, штрафы и «откупиться от штрафов» он потратил 11 млн.

  • Добивают рентабельность производителя до нуля запредельные тарифы на электричество, затраты на логистику от производства до прилавка, банковские платежи с запредельными комиссиями под прикрытием 115-ФЗ, обслуживание кредитов и лизинга, устаревшая нормативная база, при которой, например, фабрика по производству арахисовой пасты, морса или хлеба должна по указу Роспотребнадзора иметь санитарную зону до ближайшего жилья минимум 0,5 км, вместо того чтобы расположить небольшие производства внутри жилых кварталов рядом с потребителями.

После того как производитель произвел продукцию, он идет в торговые сети, и тут тоже удивительная история. Маржинальность производителя — 30%, а маржинальность сетей — минимум 80%, а в основном 120% и выше. При этом производителю за товар они платят не тогда, когда реализовали, а в срок от 2 недель до 2 месяцев. Фактически производитель сети кредитует.

Усугубляет ситуацию нереально высокая стоимость денег. При такой рентабельности оснащать производство невозможно, а брать кредиты под 10%, а тем более под 15% — самоубийство. При этом ни одной программы прямого проектного финансирования хотя бы малых и средних производств без обращения их в банковскую кабалу до сих пор нет. А лизинг купленного оборудования с февраля производственникам обходится в поистине беспрецедентные 22-26% годовых.

И вишенкой на торте: беднеющее с каждым годом население и узкий внутренний рынок не обеспечивают достаточного спроса в большом количестве отраслей. При слабом небольшом рынке (а мы с нашей громадной территорией — это смешные 2,5% от мирового ВВП) необходимо не просто замещать импорт, а увеличивать конкурентоспособность на внешних рынках.

Что думают предприниматели

Когда я писала эту колонку, проводила опрос в своем телеграм-канале на тему «Что мешает и что вам нужно для развития производства». Производственники в выражениях не стеснялись, поэтому цитаты с купюрами (полностью читайте в канале):

«Александр, Санкт-Петербург, фасовка натурального меда. Мешает высокий и необоснованный НДС 20%, при этом на сахар он 10%. Каким боком мед не относится к сельхозпродукции и не подпадает под 10% НДС?»

«Мы делаем лазерные станки для обработки металла, в России для такого оборудования слишком маленький рынок и низкая покупательная способность машиностроительных предприятий».

«Когда-то лет 10-20 назад нормально было брать кредиты, и они быстро отдавались с оборота. Нынче заниматься производством — оголтелое безрассудство. Мы и перестали».

«Главное у нас в стране — низкий уровень жизни людей, как следствие, покупают очень мало… А производство не остановишь, нужно людям давать работу каждый день».

«Необходимо убрать излишнюю бюрократию, вроде журнала учета журналов. Поскольку я владелец и главный врач стоматологических клиник, могу сказать, что по медицине законодательство вообще невероятное в своей абсурдности. Например, мы обязаны получать антитеррористические паспорта, паспорта доступности для инвалидов, работать в Честном знаке и ЕГИСЗ. Это все время и дополнительные затраты, которые никак не влияют на качество нашей деятельности».

«Мы производители женской обуви. Нужно отменить маркировку продукции. Развить производство сырья внутри страны, как минимум поставить химзавод, потому что у нас нет сырья, клея нет, материалов для подошвы, химии для обработки кожи».

«Кто в телевизоре врет, тот пусть идет и импортозамещает. Заодно пусть налоговую прихватят по пути, чтобы тоже показали нам убогим, как с такими налогами с зарплат и с такой рентабельностью производство развивать».

«Импортозамещение должно быть политикой государства, а не острой необходимостью. Вот сейчас импортозамещатели возьмут кредитов, откроют заводов, начнут производство с расчетом окупаемости 3-5 лет. А через полгода раз — и сняли санкции. И снова дешевый импорт. И улетает предприниматель в трубу со своими заводами и кучей долгов».

«Импортозамещение. Слово красивое, но пока в РФ нет «долгих» кредитов под малые проценты и производство душат налогами ПФР — все это так словами и останется».

«Я владелец кондитерской фабрики. Мы очень сильно зависим от импортного сырья, потому что за последние годы в нашей стране полностью отсутствует импортозамещение сырья».

«Нужно 1. обнулить ставки и НДС на ввоз оборудования и комплектующих и 2. уменьшить нагрузку на ФОТ, налог на прибыль для производства станков и оборудования. Цены на сырье для внутреннего рынка отвязать от биржи. Запретить запрет вывоза продукции низкого передела и сырья выше 50% рынка внутреннего потребления, ОСН оставить только для перепродажи, налог на прибыль сделать от инвестпроекта первые 24 месяца — 0, далее 5%, с четвертого года 10%».

«Снижение риска субсидиарки и уголовки для предпринимателей в условиях нестабильного, высокорискового, быстро меняющегося рынка. Сейчас это не риски, а гарантии преследования».

«Отсутствие инфраструктуры: газ, электричество, дороги, городской транспорт в промзоны».

«Сырье и материалы — 100% предоплата. А производитель зависит от условий отсрочки платежа покупателя, которые редко выполняются день в день. Планирование летит в бездну. Возникает необходимость в кредитах, которые тоже отдавать, причем с % + предоплата налогов, зп, аренда..... Адский круг Сатаны».

Топ-10 причин предпринимательских проблем по итогам опроса:

  1. Неадекватная современным реалиям, устаревшая налоговая система с высоким и неравномерным НДС.
  2. Высокие налоги на зарплату, при этом невозможность легально нанять самозанятых.
  3. Отсутствие заинтересованности чиновников в развитии производства в конкретной отрасли и внятной долгосрочной промышленной политики.
  4. Отсутствие длинных беззалоговых кредитов под 1-2% на оборудование.
  5. Поборы (маркировка, проверки, лицензирование, контролирующие органы).
  6. Ограниченный рынок сбыта
  7. Отсутствие квалифицированных специалистов в технологии, НИОКРе, производственном менеджменте, производительности труда.
  8. Отсутствие в стране сырьевой и ингредиентной базы для производства.
  9. Нестабильные условия ведения бизнеса, отсутствие доверия между властью и производственниками.
  10. Отсутствие политики протекционизма и защиты отечественного производителя, преференции иностранным игрокам.

Что необходимо, по мнению производственников, сделать, чтобы решить эти проблемы:

  • Утвердить внятную промышленную политику на 10 лет. По аналогии с НЭП. Создать систему наибольшего благоприятствования для собственного производства вместо замещения рынка китайскими товарами. Все правила ведения бизнеса должны устанавливаться на десять лет минимум и не должны ухудшаться. Предприниматель должен знать и понимать, что будет завтра. Это и про доверие к государству. Которого нет.
  • Лишить Министерство финансов возможности вмешиваться в стратегические решения по определению промышленной политики, не «спасать и поддерживать», а инвестировать бюджет в развитие отраслей.
  • Привязать показатели профильных чиновников к росту промышленного производства, выручки каждой отрасли этого производства, доле производственников в общем количестве предприятий. Поставить цель за три года довести долю производственников в МСП хотя бы до 10% с текущих 4%.
  • Создать работающий антикризисный экспертный совет из реальных предпринимателей «с земли», не из тех лояльных или карманных, кого выберут чиновники, а из тех, кого в своих отраслях выберут предприниматели. По 5-6 человек от каждой перерабатывающей отрасли. Необходима концентрация на поиске взаимосвязей между отраслями. Создание производственных сквозных отраслевых цепочек.
  • На пушечный выстрел не подпускать сейчас никаких контролеров со штрафами к производству, только обучение и помощь с выстраиванием безопасных процессов, все разрешения делать на 99% заявительным порядком, полностью снять все устаревшие нормы. Дать отраслям саморегулирование.
  • Создать во всех крупных и малых городах готовые производственные кластеры, где небольшие производства могут располагаться с разумной арендой и готовой инфраструктурой. Там, где специфика производства позволяет, делать это как можно ближе к жилью.
  • Таможенные пошлины: снизить на ввозимое сырье, оборудование и технологии, повысить — на ввозимую готовую продукцию в тех отраслях, в которых предприниматели готовы замещать.
  • Остановить и отправить на пересмотр проект маркировки. Ввести безусловное требование: все нововведения с целью учета, регулирования и любой другой целью, которая даст государству больше налогов или контроля, должны быть только за счет государства с полной компенсацией производствам прямых и косвенных расходов.
  • Снизить и уравнять всем производителям, независимо от критериев МСП, стартовую максимальную ставку налогов и сборов на ФОТ с существующих 43% (30% +13% НДФЛ) до суммарной с НДФЛ не выше 25%. Далее ввести регрессивную ставку по принципу: чем больше ты создаешь рабочих мест, тем меньше ставка на человека (сейчас с точностью до наоборот: после 250 человек налог на одного сотрудника увеличивается в два раза).
  • Уравнять входящий НДС с исходящим по всей цепочке. Снизить его в производстве как минимум до 10%.
  • Отменить НДС с авансов, вернуть возможность платить НДС только с полученных денег.
  • Запретить любые налоговые проверки производств за прошлые периоды. Дать всем производственным предприятиям амнистию до 1 января 2022 года. Закрыть все существующие дела. Обнулить доначисления. Государство должно понимать, что, требуя эти деньги, оно вынуждает закрыться очередное предприятие. Одно из тех, кто еще пытается здесь что-то производить. Несмотря ни на каких швондеров.

Нам нужны изменения — не декоративные, не раздача денег, не слова с трибун и презентации с маршрутными картами, а быстрые, конкретные и результативные действия, причем не те, что придумают чиновники, никогда в жизни не создавшие ни гвоздя, ни пирожного, ни игрушки, ни стола, а те, что требуют реальные предприниматели. Без купюр и резолюций про «выпадающие доходы».

Прекратить требовать, отнимать, собирать. Начать уважать и инвестировать. Прежде чем получить — надо дать, вложить. Как вкладывают предприниматели в свою страну. Сейчас для государства время инвестировать в промышленников. В малых и средних, в тех, кто уже производит и готов делать это дальше, кто не должен тратить время, силы и таланты ни на что, кроме создания продукта, которым сможет гордиться страна. А страна должна с благодарностью помогать ему это делать. Или хотя бы не мешать.

27.04.2022 г.
Автор: Анастасия Татулова
Источник: TheBell

Зашли за черту. Европа испугалась нефтяного эмбарго

Полезное

Европейский союз (ЕС) планирует ввести очередной, уже шестой по счету, пакет санкций против России на следующей неделе, сообщает влиятельное политическое издание Politico со ссылкой на собственные источники в европейских дипломатических кругах. 

Politico ожидает, что шестой пакет будет включать "определенный запрет" на импорт российской нефти, о чем сейчас между странами-членами ЕС ведутся бурные дискуссии. В руководстве ЕС также рассматривается возможность отключения ряда российских банков от системы SWIFT. 

В начале апреля ЕС принял пятый пакет антироссийских санкций с целью покарать Москву за спецоперацию по денацификации Украины, которая началась 24 февраля. Пятый пакет предусматривает введение запрета на импорт российского угля в страны ЕС в течение 120 дней – до конца августа. 

И хочется, и колется 

Министр иностранных дел ЕС Жозеп Боррель заявил представителям западных СМИ, что в настоящее время нет планов введения полного запрета на импорт российской нефти, поскольку несколько европейских стран угрожают наложить вето на эту инициативу. 

Несмотря на сопротивление, Боррель намерен быть "очень жестким", чтобы добиться консенсуса в рядах ЕС по вопросу введения эмбарго на импорт российской нефти, сообщает французская газета Le Figaro. 

Руководство ЕС постоянно выступает с инициативами, которые направлены на ограничение или полный запрет на поставки в Европу энергоносителей из России. 

Согласно данным из европейских источников, Франция и Польша выступают за полный запрет поставок российской нефти в Европу. Однако Германия, Австрия и Венгрия выступают против инициативы Парижа и Варшавы. 

Министр экономики и финансов Франции Брюно Ле Мэр подтверждает, что среди членов ЕС существует сопротивление по поводу запрета поставок российской нефти. 

"Мы обсуждаем вопрос запрета на поставки нефти из России, ведь нефть — это первый источник валюты для России. Она приносит России 700 миллионов долларов в день. В день! Поэтому запрет на ее поставки нанесет удар по российской экономике и власти РФ. Необходимо добиться согласия всех членов ЕС по этому вопросу. Пока этого нет. Пока еще есть сопротивление и беспокойство (со стороны некоторых членов ЕС)", – сказал французский министр в эфире телеканала BFMTV.

Устами Ле Мэра в начале марта ЕС объявил России тотальную экономическую войну. 

Глава Казначейства США (соответствует должности министра финансов) Джанет Йеллен предупредила руководство ЕС, что полной запрет на поставки нефти из России иметь нежелательные экономические последствия для не только для Европы, но и для США. 

Полный запрет нанесет больше вреда, чем принесет пользы, добавила глава Казначейства США. Европа должна сократить зависимость от поставок энергоносителей из России, "но необходимо соблюдать осторожность, когда мы задумываемся о полном запрете импорта нефти в Европу", — предупреждает Йеллен. 

Предупреждение главы Казначейства США последовало за прогнозом, который сделал инвестиционный банк JP Morgan. Эксперты банка уверены, что в случае полного и немедленного запрета импорта российской нефти, ЕС лишится более, чем 4 млн барр./сут., что станет причиной скачка цен на нефть до $185/барр. 

Йеллен согласна с тем, что прекращение поставок из России приведет к резкому подорожанию нефти в Европе и в мире. При этом, нанесенный Москве ущерб будет минимальным, поскольку сокращение поставок компенсируется ростом цен на нефть и другие энергоносители. 

Спесивые поляки 

Петр Наимский, куратор стратегической энергетической инфраструктуры в правительстве Польши, заявил, что Варшава рассматривает возможность расторжения долгосрочных контрактов с российскими компаниями на поставку нефти. По его словам, это абсолютно реально, но необходимо найти альтернативные источники поставок. 

По данным польской стороны, в настоящее время объемы нефтепереработки в стране достигают 27 млн т/г. Из этого объема около 60% сырья для польских НПЗ поступают из России. 

Наимский полагает, что Польша способна полностью перейти на переработку сырья из других стран, если Варшава решится на полный запрет на поставки нефти из России. Признается, что переход на нефть из нероссийских источников будет дорого стоить, но это цена, которую готова заплатить Польша. 

"Это – цена нашего участия в войне", – открыто и нагло заявляет представитель польского правительства. 

Крупнейшая нефтеперерабатывающая компания Польши PKN Orlen имеет долгосрочные контракты на поставку нефти с российскими компаниями "Роснефть" и "Татнефть". Объем поставок составляет 300 тыс. т/мес. и 200 тыс. т/мес. Кроме "Роснефти" и "Татнефти" нефть в Польшу экспортируют также другие российские компании. 

В прошлом месяце PNK Orlen объявила, что смогла добиться сокращения зависимости от поставок нефти из России на треть. Российскую нефть заменять поставки из Саудовской Аравии и Норвегии, а также из африканских стран. 

25.04.2022 г. /ПРАЙМ/

Нефть, унесенная ветром: хроника шторма на морском терминале КТК. Обзор

Полезное

Тень потенциального энергетического кризиса в последние полгода стремительно подползала к Европе на фоне самых разных факторов - от взятого курса на энергопереход до дефицита предложения из-за оживления мировой экономики после пандемии COVID-19. В конце февраля серьезным потрясением для рынка стал международный бойкот российских энергоресурсов из-за военной операции РФ на Украине. Однако через месяц мир стал свидетелем еще одного сюжетного твиста: пока эксперты предрекали рост мировых цен на нефть выше $200 за баррель, под Новороссийском бушевал, пожалуй, наиболее политически и энергетически значимый шторм.

От "незначительного" к "критическому"

Каспийский трубопроводный консорциум (КТК) - крупнейший международный нефтетранспортный проект с участием России, Казахстана и ведущих мировых добывающих компаний, созданный более 20 лет назад для строительства и эксплуатации магистрального трубопровода протяженностью более 1,5 тыс. км. В систему поступает сырье в основном с крупных месторождений Западного Казахстана, а также от российских производителей, и затем переваливается в порту близ Новороссийска. На долю казахстанских грузоотправителей приходится около 80% объема транспортировки.

21 марта КТК заявил, что после неблагоприятных погодных условий обнаружил на морском терминале повреждения выносного причального устройства (ВПУ) №3 - одного из трех - и временно вывел его из эксплуатации. Консорциум поспешил успокоить всех волнующихся - и за экологию, и за поставки: риск попадания нефти в акваторию Черного моря исключен, а вывод из эксплуатации одного из трех ВПУ не должен сказаться на отгрузке, ведь ВПУ-3 - резервный агрегат.

На следующий день атмосфера вокруг Новороссийского терминала стала стремительно накаляться. Консорциум остановил на ремонт ВПУ-2, предупредив о возможном снижении объема транспортировки нефти втрое от заявок грузоотправителей, а на следующий день и вовсе приостановил погрузку на терминале, сославшись на необходимость обследования ВПУ-1.

Отказ от эксплуатации потенциально поврежденных агрегатов, сопряженной с рисками загрязнения акватории Черного моря, легко понять. В арбитражном суде Краснодарского края рассматривается иск Росприроднадзора о взыскании с КТК 5,3 млрд рублей ущерба от разлива нефти, произошедшего в августе 2021 года, предположительно, из-за разгерметизации гидрокомпенсатора одного из ВПУ.

С учетом того, что сырье консорциума, представляющее собой смесь казахстанской и российской нефти, не подпало под бойкот европейских потребителей и под запрет на импорт в США, став для рынка возможной альтернативой Urals, ситуация приобрела политический душок. Этому способствовали и противоречивые заявления относительно сроков и последствий приостановки отгрузки.

Пока глава консорциума Николай Горбань заявлял, что ремонт может занять три-четыре недели, замминистра энергетики РФ Павел Сорокин и вице-премьер РФ Александр Новак щедро отводили на работы полтора-два месяца. Потери до 80% отгрузки КТК, порядка 1 млн баррелей за каждые сутки простоя, виделись весьма критичными для и без того перегретого дефицитом рынка.

Конспирология

Столь стремительное ухудшение ситуации на терминале КТК на весьма драматичном геополитическом фоне ожидаемо показалось неслучайным совпадением и благородной почвой для конспирологических теорий.

Некоторые западные СМИ попытались уличить Россию в преднамеренном срыве поставок казахстанской нефти на европейский рынок и увидели для этого сразу несколько мотивов. Во-первых, чтобы увеличить интерес к нефти сорта Urals, дисконт на которую по отношению к Brent на тот момент превысил $30 за баррель. Во-вторых, с целью ослабить санкционную риторику Евросоюза и США, частично зависимых от поставок CPC Blend (основные получали сорта - Италия, Франция, Испания и США).

В конце марта конспирологическое творчество прокомментировал министр энергетики Казахстана Болат Акчулаков: "По КТК вариант диверсии мы вообще не рассматриваем. Никакой другой подоплеки кроме технической мы не видим".

Российское подразделение компании, в свою очередь, решило развеять сомнения в разрушительной силе погодных условий, сложившихся в конце марта в акватории Черного моря, и поделилось с журналистами мнением экспертов холдинга "Сканэкс" на основе данных спутникового мониторинга Земли.

"Этот район моря (прибрежная зона) между Анапой и Туапсе и, тем более, район Новороссийска следует считать гидрометеорологически уникальным и опасным. (...) Авария на ВПУ КТК, случившаяся во время этой боры (сильного сходящего вниз ветра - ИФ), на наш взгляд, обусловлена их размещением в открытом море в 4,5-5 км от берега. В этом месте, открытом для ветров и волнения, крепления, сочленения и механизмы рейдовых ВПУ быстро изнашиваются. А во время действия боры они подвергаются дополнительному воздействию аномально крупных волн и штормового ветра, что через некоторое время может привести к повреждению материалов и креплений ВПУ и в итоге к аварийной ситуации, подобной случившейся", - приводятся в сообщении ГК "Сканэкс" слова ведущего сотрудника ИО РАН Андрея Иванова.

Вместе с тем, в начале апреля стало известно, что КТК прекратил публикацию ежемесячной статистики по отгрузке нефти на морском терминале в Новороссийске, а также закрыл доступ к ранее опубликованным данным погрузок за последние 17 лет. От комментариев по этому поводу консорциум отказался, в связи с чем остается только гадать, связано ли решение с приостановкой эксплуатации ВПУ с санкционными рисками или иными факторами.

Беда не приходит одна

28 марта КТК сообщил о возобновлении погрузки танкеров через ВПУ-1 и о приеме нефти в систему Тенгиз-Новороссийск на минимальной производительности. При этом судьба ВПУ-2 и ВПУ-3 продолжала оставаться туманной на фоне сложностей с поставками запасных частей: основные иностранные поставщики комплектующих - компании Imodco, Blue Water и Gall Thomson Environmental Ltd. - заявили АО "КТК-Р" об отказе от дальнейшего сотрудничества и отменили все запланированные ранее поставки, несмотря на наличие авансовых платежей. Надежды были возложены на аварийный запас, сформированный консорциумом ранее.

Кроме того, в начале апреля Акчулаков заявил, что ремонтные работы на причальных устройствах продолжаются, но осложняются непогодой. По прошествии недели министр повторил этот тезис, будто держась от него на дистанции: "Пока до сих пор идет ссылка с их стороны (КТК -ИФ), что погодные условия не позволяют спуститься под воду для ремонта. Достоверность информации... мы физически там не находимся, юрисдикция не Казахстана". И анонсировал визит казахстанской делегации в Россию.

Новым рубежом стало 15 апреля. По словам министра энергетики Казахстана, в случае завершения ремонта ВПУ к этому сроку ситуация с КТК никак не повлияла бы на добычу нефти в стране. "Если задержатся на месяц, то да, потери будут", - добавил он.

Однако министра ждало разочарование: в обозначенную дату выяснилось, что ремонт еще даже не начался. Накануне генеральный директор КТК Николай Горбань заявил заместителю председателя правления АО НК "КазМунайГаз" Данияру Берлибаеву о том, что ВПУ промыты и изолированы, подготовлены к дальнейшим ремонтным работам. При этом глава КТК подчеркнул, что по состоянию на 14 апреля 2022 года капитаном порта Новороссийск было выдано 107 штормовых предупреждений.

На этот раз сомнения в значимости непогоды появились в СМИ.

"Интересно то, что шторм никак не влияет на работу терминала Шесхарис, находящегося рядом с терминалом КТК", - приводит издание inbusiness.kz мнение главы Союза нефтесервисных компаний Казахстана Нурлана Жумагулова.

Новый прогноз, озвученный казахстанской стороной, предполагал завершение работ в конце апреля. При этом Акчулаков отмечал, что если ремонт продлится до мая, "это будет нехорошо".

Счет на дни

По данным Минэнерго Казахстана, в случае окончания ремонтных работ КТК до мая объем потерянной добычи в стране может составить около 320 тыс. баррелей в сутки (1,3 млн тонн). В апреле ведомство пересмотрело прогноз добычи нефти на 2022 год в сторону уменьшения - с 87,5 млн тонн до 85,7 млн тонн. Международное энергетическое агентство сообщило, что в марте объемы производства в Казахстане снизились на 50 тыс. баррелей в сутки, до 1,6 млн б/с, и спрогнозировало дальнейшее снижение производственных показателей.

19 апреля пресс-служба АО "КазТрансОйл" сообщала, что в текущем месяце в связи с ремонтом на КТК Казахстан увеличит поставки нефти в Китай и Россию. Так, с месторождения Карачаганак по участку Атырау-Самара планируется экспортировать 154,7 тыс. тонн нефти, с Кашагана - 60 тыс. тонн. В Китай по нефтепроводу Атасу-Алашанькоу будет поставлено 40 тыс. тонн кашаганской нефти.

Ущерб для страны от повреждения терминалов КТК может превысить $330 млн, подсчитал Минфин Казахстана.

"Цифру на данный момент никто не может назвать, все будет зависеть от того, в какой срок исправят эти нарушения, и будут ли дальше санкционные меры. А так (ущерб от аварии на КТК - ИФ) оценивается пока порядка 100-150 млрд тенге ($225-340 млн)", - заявил министр финансов республики Ерулан Жамаубаев, отметив, что потери могут быть меньше, если аварию устранят быстрее.

Непростая ситуация вынудила Казахстан направить делегацию в Россию. Примечательно, что кроме технических вопросов ремонта на КТК стороны обсудили и перспективы выплаты дивидендов зарубежным акционерам в условиях санкционных ограничений. Первые выплаты 2022 года были запланированы на май-июнь текущего года. Как сообщалось, в 2021 году акционерам консорциума было выплачено более $1,2 млрд, выплаты нерезидентам осуществлялись в долларах США.

Результаты визита не заставили себя ждать. На следующий день после встречи с российским вице-премьером Александром Новаком Акчулаков заявил, что ремонт на терминале КТК практически завершен, а ВПУ-3 "начнет сегодня работать" (20 апреля - ИФ) в полном объёме.

"К концу этой недели КТК полностью заработает, 100% должен войти в строй. Это два ВПУ, третий будет на ремонте, но он и в принципе был резервный. Всегда работали двумя ВПУ", - сказал министр.

При этом в российском подразделении КТК не поддержали оптимизм министра, мягко указав на преждевременность заявления. "Работы проводятся, мы сообщаем по факту завершения, а не анонсом, так как все может измениться, в том числе по погодным условиям", - пояснил представитель компании. Также там отметили, что по состоянию на 20 апреля в районе морского терминала КТК метеоусловия неблагоприятные, но есть прогноз к их улучшению.

22.04.2022 г. /Интерфакс/