- Главная страница
- Статьи
- «Наполовину пуст»: что означает резкое сокращение ликвидной части Фонда национального благосостояния. Комментарий эксперта
«Наполовину пуст»: что означает резкое сокращение ликвидной части Фонда национального благосостояния. Комментарий эксперта




Ликвидная часть ФНБ к 1 марта 2025 года снизилась до минимума с января 2019 года. Объясняет эксперт Семён Новопрудский для Business FM.
По данным министерства финансов, ликвидная часть всероссийской «кубышки» — Фонда национального благосостояния (ФНБ) — к 1 марта 2025 года снизилась до минимума с января 2019 года. Для российской экономики важен не столько сам размер ФНБ, сколько то, в какой степени фонд используется для покрытия кассовых разрывов госбюджета
Резкий обвал запасов ликвидной части ФНБ произошел в декабре 2024 года. С учетом курсовой разницы, за последний месяц прошлого года они сократились сразу более чем на треть — с 5,8 трлн до 3,8 трлн рублей на 1 января.
По состоянию на 1 марта 2025 года объем ликвидной части фонда еще уменьшился и составляет эквивалент 3,394 трлн рублей, или примерно 1,6% российского ВВП, исходя из прогноза объема экономики, заложенного в федеральный бюджет 2025 года.
Для сравнения, прошлый раз меньше денег в ликвидной части ФНБ было в январе 2019 года, в относительно мирные и еще доковидные времена, — 2,36 трлн рублей. Максимум был достигнут в 2021 году, тогда ликвидная часть фонда составляла 8,66 трлн. То есть по сравнению с максимумом сейчас всероссийская «кубышка» похудела более чем в 2,5 раза.
У фонда две главных задачи — покрытие кассовых разрывов государственного бюджета и финансирование масштабных инфраструктурных проектов, которые не в состоянии потянуть даже крупный частный бизнес.
Ликвидная часть ФНБ состоит из средств, не размещенных в каких-либо финансовых активах, в том числе в акциях или облигациях. Эти средства хранятся на счетах Банка России и номинированы в рублях, юанях и золоте. Ликвидными эти деньги делает возможность государства потратить их в любой момент максимально быстро.
Собственно, ровно это и произошло в декабре прошлого года. Юани и золото государство экстренно обменяло на 1,3 трлн рублей для финансирования дефицита федерального бюджета.
Даже несмотря на эти экстренные вливания, по итогам 2024 года дефицит бюджета РФ превысил 3,48 трлн рублей. (Еще более 290 млрд рублей из ликвидной части фонда в декабре вложили в облигации госпредприятий и на депозиты в ВЭБ.РФ для финансирования инфраструктурных проектов.)
Главная угроза экономике от истощения запасов ФНБ — именно в сокращении возможностей финансировать дефицит бюджета. Особенно в ситуации, когда, в отличие от прошлых лет, государство начало рекордно наращивать расходы уже с января, тогда как обычно основная часть годового бюджета, наоборот, тратится в конце года. В январе 2025 года бюджетные расходы выросли по сравнению с первым месяцем 2024-го сразу в 1,7 раза, до 4,377 трлн рублей. В результате дефицит бюджета за один только нынешний январь достиг 1,7 трлн рублей при плане на весь год 1,173 трлн.
Конечно, финансировать дефицит бюджета можно и за счет размещения облигаций федерального займа. Но у их главных покупателей — российских банков — тоже не хватает средств на покупку гигантского объема ОФЗ без постоянного допинга в виде краткосрочных кредитов Банка России.
При нынешних масштабах государственных расходов и отсутствии возможностей пропорционального роста доходов из-за сохранения санкций дальнейшее резкое сжатие ликвидной части ФНБ угрожает стабильности бюджетной системы. Для обычных граждан это может выражаться, в частности, в задержках зарплат в бюджетном секторе. Для экономики регионов, особенно небогатых, — в ухудшении их финансового положения.
Именно «кубышка» до сих пор позволяет российскому государству продолжать планомерно наращивать бюджетные расходы даже при резком сжатии положительного сальдо внешнеторгового баланса в последние два года.
ФНБ также остается важным, пусть и косвенным фактором стимулирования экономического роста. Понятно, что главными факторами являются инвестиции и потребление. ФНБ играет роль ключевого инфраструктурного инвестора для больших проектов и «страховщика» для прямых бюджетных инвестиций в экономику.
Изначально, более 20 лет назад, когда в России появились суверенные фонды, у одного из них была функция стабилизационного, а у другого — резервного, фонда будущих поколений (одно время он так и назывался). Сейчас единый с 2018 года Фонд национального благосостояния, по сути, играет роль стабилизатора государственных финансов.
Дальнейшее исчерпание фонда может стать сигналом как минимум к замедлению роста государственных расходов, а то и к их некоторому сокращению (в России уже бывали бюджетные секвестры, урезание расходов). Напротив, начало процесса пополнения ликвидной части ФНБ стало бы фактором повышения финансовой устойчивости государства.
Разумеется, даже если ликвидная часть ФНБ в какой-то момент будет исчерпана полностью, это не означает, что у государства «кончатся деньги». Но, как и в случае с личными финансами, если у вас иссякли сбережения, это точно означает, что вы стали беднее.
Источник: bfm.ru

Новости
Компании на карте

Вопросы и ответы
Мы писали заявку на продление разрешительного документа на ДТОиР в декабре 2018 года, нам тоже отказали. Почему отказали я не смог выяснить. Заказчик ...
Никто не обещал, что сертификация в СДС ИНТЕРГАЗСЕРТ - это легко и бюджетно! Если вы хотите поставлять продукцию в "Газпром" - никуда не ден...
Да вот непонятно, отменили или нет. Я создал новую тему по этому поводу....
Мы писали заявку на продление разрешительного документа на ДТОиР в декабре 2018 года, нам тоже отказали. Почему отказали я не смог выяснить. Заказчик ...