Реклама
Реклама

Нефть, унесенная ветром: хроника шторма на морском терминале КТК. Обзор

Тень потенциального энергетического кризиса в последние полгода стремительно подползала к Европе на фоне самых разных факторов - от взятого курса на энергопереход до дефицита предложения из-за оживления мировой экономики после пандемии COVID-19. В конце февраля серьезным потрясением для рынка стал международный бойкот российских энергоресурсов из-за военной операции РФ на Украине. Однако через месяц мир стал свидетелем еще одного сюжетного твиста: пока эксперты предрекали рост мировых цен на нефть выше $200 за баррель, под Новороссийском бушевал, пожалуй, наиболее политически и энергетически значимый шторм.

От "незначительного" к "критическому"

Каспийский трубопроводный консорциум (КТК) - крупнейший международный нефтетранспортный проект с участием России, Казахстана и ведущих мировых добывающих компаний, созданный более 20 лет назад для строительства и эксплуатации магистрального трубопровода протяженностью более 1,5 тыс. км. В систему поступает сырье в основном с крупных месторождений Западного Казахстана, а также от российских производителей, и затем переваливается в порту близ Новороссийска. На долю казахстанских грузоотправителей приходится около 80% объема транспортировки.

21 марта КТК заявил, что после неблагоприятных погодных условий обнаружил на морском терминале повреждения выносного причального устройства (ВПУ) №3 - одного из трех - и временно вывел его из эксплуатации. Консорциум поспешил успокоить всех волнующихся - и за экологию, и за поставки: риск попадания нефти в акваторию Черного моря исключен, а вывод из эксплуатации одного из трех ВПУ не должен сказаться на отгрузке, ведь ВПУ-3 - резервный агрегат.

На следующий день атмосфера вокруг Новороссийского терминала стала стремительно накаляться. Консорциум остановил на ремонт ВПУ-2, предупредив о возможном снижении объема транспортировки нефти втрое от заявок грузоотправителей, а на следующий день и вовсе приостановил погрузку на терминале, сославшись на необходимость обследования ВПУ-1.

Отказ от эксплуатации потенциально поврежденных агрегатов, сопряженной с рисками загрязнения акватории Черного моря, легко понять. В арбитражном суде Краснодарского края рассматривается иск Росприроднадзора о взыскании с КТК 5,3 млрд рублей ущерба от разлива нефти, произошедшего в августе 2021 года, предположительно, из-за разгерметизации гидрокомпенсатора одного из ВПУ.

С учетом того, что сырье консорциума, представляющее собой смесь казахстанской и российской нефти, не подпало под бойкот европейских потребителей и под запрет на импорт в США, став для рынка возможной альтернативой Urals, ситуация приобрела политический душок. Этому способствовали и противоречивые заявления относительно сроков и последствий приостановки отгрузки.

Пока глава консорциума Николай Горбань заявлял, что ремонт может занять три-четыре недели, замминистра энергетики РФ Павел Сорокин и вице-премьер РФ Александр Новак щедро отводили на работы полтора-два месяца. Потери до 80% отгрузки КТК, порядка 1 млн баррелей за каждые сутки простоя, виделись весьма критичными для и без того перегретого дефицитом рынка.

Конспирология

Столь стремительное ухудшение ситуации на терминале КТК на весьма драматичном геополитическом фоне ожидаемо показалось неслучайным совпадением и благородной почвой для конспирологических теорий.

Некоторые западные СМИ попытались уличить Россию в преднамеренном срыве поставок казахстанской нефти на европейский рынок и увидели для этого сразу несколько мотивов. Во-первых, чтобы увеличить интерес к нефти сорта Urals, дисконт на которую по отношению к Brent на тот момент превысил $30 за баррель. Во-вторых, с целью ослабить санкционную риторику Евросоюза и США, частично зависимых от поставок CPC Blend (основные получали сорта - Италия, Франция, Испания и США).

В конце марта конспирологическое творчество прокомментировал министр энергетики Казахстана Болат Акчулаков: "По КТК вариант диверсии мы вообще не рассматриваем. Никакой другой подоплеки кроме технической мы не видим".

Российское подразделение компании, в свою очередь, решило развеять сомнения в разрушительной силе погодных условий, сложившихся в конце марта в акватории Черного моря, и поделилось с журналистами мнением экспертов холдинга "Сканэкс" на основе данных спутникового мониторинга Земли.

"Этот район моря (прибрежная зона) между Анапой и Туапсе и, тем более, район Новороссийска следует считать гидрометеорологически уникальным и опасным. (...) Авария на ВПУ КТК, случившаяся во время этой боры (сильного сходящего вниз ветра - ИФ), на наш взгляд, обусловлена их размещением в открытом море в 4,5-5 км от берега. В этом месте, открытом для ветров и волнения, крепления, сочленения и механизмы рейдовых ВПУ быстро изнашиваются. А во время действия боры они подвергаются дополнительному воздействию аномально крупных волн и штормового ветра, что через некоторое время может привести к повреждению материалов и креплений ВПУ и в итоге к аварийной ситуации, подобной случившейся", - приводятся в сообщении ГК "Сканэкс" слова ведущего сотрудника ИО РАН Андрея Иванова.

Вместе с тем, в начале апреля стало известно, что КТК прекратил публикацию ежемесячной статистики по отгрузке нефти на морском терминале в Новороссийске, а также закрыл доступ к ранее опубликованным данным погрузок за последние 17 лет. От комментариев по этому поводу консорциум отказался, в связи с чем остается только гадать, связано ли решение с приостановкой эксплуатации ВПУ с санкционными рисками или иными факторами.

Беда не приходит одна

28 марта КТК сообщил о возобновлении погрузки танкеров через ВПУ-1 и о приеме нефти в систему Тенгиз-Новороссийск на минимальной производительности. При этом судьба ВПУ-2 и ВПУ-3 продолжала оставаться туманной на фоне сложностей с поставками запасных частей: основные иностранные поставщики комплектующих - компании Imodco, Blue Water и Gall Thomson Environmental Ltd. - заявили АО "КТК-Р" об отказе от дальнейшего сотрудничества и отменили все запланированные ранее поставки, несмотря на наличие авансовых платежей. Надежды были возложены на аварийный запас, сформированный консорциумом ранее.

Кроме того, в начале апреля Акчулаков заявил, что ремонтные работы на причальных устройствах продолжаются, но осложняются непогодой. По прошествии недели министр повторил этот тезис, будто держась от него на дистанции: "Пока до сих пор идет ссылка с их стороны (КТК -ИФ), что погодные условия не позволяют спуститься под воду для ремонта. Достоверность информации... мы физически там не находимся, юрисдикция не Казахстана". И анонсировал визит казахстанской делегации в Россию.

Новым рубежом стало 15 апреля. По словам министра энергетики Казахстана, в случае завершения ремонта ВПУ к этому сроку ситуация с КТК никак не повлияла бы на добычу нефти в стране. "Если задержатся на месяц, то да, потери будут", - добавил он.

Однако министра ждало разочарование: в обозначенную дату выяснилось, что ремонт еще даже не начался. Накануне генеральный директор КТК Николай Горбань заявил заместителю председателя правления АО НК "КазМунайГаз" Данияру Берлибаеву о том, что ВПУ промыты и изолированы, подготовлены к дальнейшим ремонтным работам. При этом глава КТК подчеркнул, что по состоянию на 14 апреля 2022 года капитаном порта Новороссийск было выдано 107 штормовых предупреждений.

На этот раз сомнения в значимости непогоды появились в СМИ.

"Интересно то, что шторм никак не влияет на работу терминала Шесхарис, находящегося рядом с терминалом КТК", - приводит издание inbusiness.kz мнение главы Союза нефтесервисных компаний Казахстана Нурлана Жумагулова.

Новый прогноз, озвученный казахстанской стороной, предполагал завершение работ в конце апреля. При этом Акчулаков отмечал, что если ремонт продлится до мая, "это будет нехорошо".

Счет на дни

По данным Минэнерго Казахстана, в случае окончания ремонтных работ КТК до мая объем потерянной добычи в стране может составить около 320 тыс. баррелей в сутки (1,3 млн тонн). В апреле ведомство пересмотрело прогноз добычи нефти на 2022 год в сторону уменьшения - с 87,5 млн тонн до 85,7 млн тонн. Международное энергетическое агентство сообщило, что в марте объемы производства в Казахстане снизились на 50 тыс. баррелей в сутки, до 1,6 млн б/с, и спрогнозировало дальнейшее снижение производственных показателей.

19 апреля пресс-служба АО "КазТрансОйл" сообщала, что в текущем месяце в связи с ремонтом на КТК Казахстан увеличит поставки нефти в Китай и Россию. Так, с месторождения Карачаганак по участку Атырау-Самара планируется экспортировать 154,7 тыс. тонн нефти, с Кашагана - 60 тыс. тонн. В Китай по нефтепроводу Атасу-Алашанькоу будет поставлено 40 тыс. тонн кашаганской нефти.

Ущерб для страны от повреждения терминалов КТК может превысить $330 млн, подсчитал Минфин Казахстана.

"Цифру на данный момент никто не может назвать, все будет зависеть от того, в какой срок исправят эти нарушения, и будут ли дальше санкционные меры. А так (ущерб от аварии на КТК - ИФ) оценивается пока порядка 100-150 млрд тенге ($225-340 млн)", - заявил министр финансов республики Ерулан Жамаубаев, отметив, что потери могут быть меньше, если аварию устранят быстрее.

Непростая ситуация вынудила Казахстан направить делегацию в Россию. Примечательно, что кроме технических вопросов ремонта на КТК стороны обсудили и перспективы выплаты дивидендов зарубежным акционерам в условиях санкционных ограничений. Первые выплаты 2022 года были запланированы на май-июнь текущего года. Как сообщалось, в 2021 году акционерам консорциума было выплачено более $1,2 млрд, выплаты нерезидентам осуществлялись в долларах США.

Результаты визита не заставили себя ждать. На следующий день после встречи с российским вице-премьером Александром Новаком Акчулаков заявил, что ремонт на терминале КТК практически завершен, а ВПУ-3 "начнет сегодня работать" (20 апреля - ИФ) в полном объёме.

"К концу этой недели КТК полностью заработает, 100% должен войти в строй. Это два ВПУ, третий будет на ремонте, но он и в принципе был резервный. Всегда работали двумя ВПУ", - сказал министр.

При этом в российском подразделении КТК не поддержали оптимизм министра, мягко указав на преждевременность заявления. "Работы проводятся, мы сообщаем по факту завершения, а не анонсом, так как все может измениться, в том числе по погодным условиям", - пояснил представитель компании. Также там отметили, что по состоянию на 20 апреля в районе морского терминала КТК метеоусловия неблагоприятные, но есть прогноз к их улучшению.

22.04.2022 г. /Интерфакс/

Реклама
Реклама
АО ГТ ЭНЕРГО
Реклама
Реклама
ООО ПО ХИМЦЕНТР
Реклама
Реклама
ООО ПЕРМЬТЕХСПЕЦ
Реклама
Реклама
ООО ПЕНТРИМАКС
Реклама
Реклама
ООО ЗАВОД ГОРЭЛТЕХ
Реклама
Реклама
ООО НПО ПЗСК (ПОДОЛЬСКИЙ ЗАВОД СПЕЦИАЛЬНЫХ КАБЕЛЕЙ)

Новости

Компании на карте

img

Вопросы и ответы

Продление экспертного заключения "Газпрома" по ДТОиР

Мы писали заявку на продление разрешительного документа на ДТОиР в декабре 2018 года, нам тоже отказали. Почему отказали я не смог выяснить. Заказчик ...

Сертификация в СДС ИНТЕРГАЗСЕРТ продукция и СМК

Никто не обещал, что сертификация в СДС ИНТЕРГАЗСЕРТ - это легко и бюджетно! Если вы хотите поставлять продукцию в "Газпром" - никуда не ден...

Сертификация строительных работ (услуг) в СДС ИНТЕРГАЗСЕРТ

Да вот непонятно, отменили или нет. Я создал новую тему по этому поводу....

Продление экспертного заключения "Газпрома" по ДТОиР

Мы писали заявку на продление разрешительного документа на ДТОиР в декабре 2018 года, нам тоже отказали. Почему отказали я не смог выяснить. Заказчик ...

Реклама
Реклама
ООО ЗАВОД ГОРЭЛТЕХ
Реклама
Реклама
ООО НПО СОБОЛЕВСКИЙ ЗАВОД
Реклама
Реклама
ООО ГПЗ-77