Реклама
Реклама

Подозреваемых всё больше, а взрывы на «Северных Потоках» так и не раскрыты

The New York Times не оставляет тему расследования взрывов на Nord Stream, но предполагает, что, возможно, никому не интересно искать настоящего виновника. А постоянно возникающие новые версии событий лишь вызывают больше вопросов и путают следы. Перевод статьи на русский язык.

Российские и датские военные корабли, которые засекли в Балтийском море за несколько дней до взрыва «Северного Потока». Немецкая яхта со следами взрывчатки и экипаж с поддельными паспортами. Размытые фотографии загадочного объекта, обнаруженного возле единственной уцелевшей нитки трубопровода…

Это самые свежие артефакты в истории поисков тех, кто 26 сентября прошлого года взорвал большую часть трубопровода «Северный поток» на дне Балтийского моря, по которому шла большая часть природного газа в Европу.

Всего несколько недель назад New York Times сообщила о новых разведывательных данных, а также о выводах немецкой полиции, прозвучавших в немецких СМИ, и предложила своё возможное решение головоломки «Северного потока»: проукраинские агенты арендовали немецкую яхту и провернули на ней эту беспрецедентную секретную операцию.

С тех пор шквал новых находок и конкурирующих версий посеял недоверие среди западных союзников и открыл возможность для российского дипломатического давления, после чего геополитическая ситуация в европейском Балтийском регионе еще больше накалилась.

Нигде напряжение не ощущается сильнее, чем среди 98 жителей датского Кристиансо — острова настолько крошечного, что пройти его можно за 10 минут. Живя всего в 12 морских милях от места взрыва, каждый, от засольщика селёдки до шеф-повара гостиницы, вглядывается в небо и воду, полный какого-то предчувствия.

«До взрыва никто не говорил о «Северном потоке». Я даже не знал, насколько мы были близки к нему, пока это не произошло, — сказал Сорен Тийм Андерсен, губернатор Кристиансо. — После происшествия мы все почувствовали себя незащищенными. Мы все задавались вопросом: что на самом деле здесь только что произошло?»

Прогулочная яхта «Андромеда», оказавшаяся в центре немецкого расследования, пришвартовалась в каменной гавани Кристиансо после того, как 5 сентября был зафрахтован в северном немецком порту Росток и сделал ночевку в Вике, менее известном северогерманском порту, в котором нет ни охраны, ни камер, ни толком портовых служб.

Местный портовый рабочий, попросивший не называть его имени из-за продолжающихся расследований, рассказал The NY Times, что он очень хорошо помнит этот визит: он неоднократно пытался заговорить с экипажем, сначала на немецком, а затем на английском. Вместо того, чтобы попытаться ответить на каком-либо языке, один человек просто вручил ему плату за швартовку и отвернулся.

«Андромеда» сейчас стоит в сухом доке с видом на Балтийское море, следователи забрали из неё всю навигацию и улики. Три немецких чиновника сообщили The NY Times, что следователи обнаружили на лодке следы взрывчатки и факт использования двумя членами экипажа поддельных болгарских паспортов.

Этот след привел обратно в Кристиансо, где г-н Андерсен, губернатор, сказал, что в декабре датская полиция заставила его написать пост в соцсеть, поручив жителям присылать фотографии гавани или лодок с 16 по 18 сентября, это примерно время, когда «Андромеда», как полагают, пришвартовалась. Через месяц прибыли следователи, чтобы опросить жителей и проверить фотографии.

Местные жители, так же, как и военно-морские эксперты из Германии, Швеции и Дании. высмеивали идею о том, что 50-футовая прогулочная яхта может совершить такую масштабную атаку.

Они утверждают, что даже с опытными дайверами команде из шести человек было бы чрезвычайно сложно установить необходимую взрывчатку на глубине моря и произвести взрыв силой 2,5 балла по шкале Рихтера.

«Чтобы знать, как будет происходить взрыв при давлении моря на таких глубинах, нужны очень специальные знания. Как у участников обстоят дела с физикой?» —задается вопросом Йоханнес Рибер, морской офицер и аналитик Датского института стратегии и военных исследований, назвавший эту версию теорией «Джеймса Бонда».

По его словам, остается без ответа, была ли «Андромеда» приманкой или частью более масштабной операции. Но наиболее правдоподобно реализовать такую атаку, по его словам, с помощью использования подводного беспилотника или мини-подводной лодки для установки взрывчатки, а также надводных или профессиональных подводных буровых судов.

Г-н Рибер и другие также указали на фотографии последствий — изогнутые назад трубы, трещины и воронки на морском дне — как на следы разрушения от массивной бомбы весом от 1000 до 1500 кг.

«Это вам не несколько единиц пластиковой взрывчатки, — сказал г-н Рибер. — Это мощный взрыв и игра по-крупному».

Тем не менее, один эксперт по трубопроводам и профессиональный водолаз, входивший в состав группы, прокладывавшей в прошлом году газопровод «Северный поток-2», не согласился с этим. И эксперт, и водолаз, регулярно работающие в Балтийском море, настаивали на том, что небольшой пластиковой взрывчатки могло бы хватить для подобного разрушения, если бы она была помещена рядом со швом трубопровода. Они просили не называть их имен, потому что говорили без разрешения Nord Stream.

«Это все равно, что зажечь спичку рядом с негерметичным бензонасосом. Бензин всё сделает сам», — сказал водолаз.

К концу марта российские дипломаты выдвинули еще одну интригующую версию: они сообщили, что в феврале «Северный поток-2» нанял судно для осмотра своих трубопроводов и обнаружил неопознанный объект рядом со швом единственной неповрежденной нитки, примерно в 19 милях от места взрывов. Компания предупредила как Россию, так и Данию, контролирующую акваторию, в которой был замечен объект.

Даже под давлением главного советника Владимира Путина по внешней политике, который вызвал временного поверенного в делах Дании в Москве, Дания поначалу сопротивлялась предоставлению какой-либо информации компании или России, за исключением публикации размытой фотографии 12-дюймового цилиндра, покрытого водорослями.

На прошлой неделе датские власти разрешили Nord Stream 2 наблюдать за их погружением для извлечения объекта, опубликовав фотографии очищенного темного цилиндра. Министерство обороны Дании заявило, что это может быть частью морского дымового буя.

Но посол России в Дании Владимир Барбин сказал The NY Times, что эксперты в Москве считают, что цилиндр был частью взрывного устройства.

«Сохраняющаяся секретность расследования, проводимого Данией, Германией и Швецией, а также отказ сотрудничать с Россией подрывают доверие к его результатам», — написал г-н Барбин в заявлении для The New York Times.

Сама Москва продолжает оказывать давление на Данию, чтобы она поддержала требования России о совместном международном расследовании. 5 апреля Путин по этому поводу сказал, что ситуация в Балтийском море становится «турбулентной в буквальном смысле».

Пока Москва настаивает на совместном расследовании, другие находки заставляют подозревать Россию.

Немецкий новостной сайт T-Online в конце марта работал с исследователем из открытых источников Оливером Александером, чтобы представить маршруты шести российских кораблей, названия которых были предоставлены теми, кого они охарактеризовали как «источник разведки из страны НАТО».

Результаты их расследования показали, что корабли исчезли из системы слежения за спутниковыми сигналами 21 сентября — примерно в то же время жители Кристиансо заметили суда, которые исчезли из их приложений — после того, как они отклонились от курса во время публично объявленных российских морских учений.

Эта информация может соответствовать более ранней зацепке, которую, по словам одного немецкого чиновника, в конце прошлого года исследовали немецкие разведывательные службы. Они обнаружили отклонение русских кораблей от своих маршрутов на военных учениях, но не смогли сопоставить эти отклонения с почти 35-километровой дистанцией до места взрыва.

Расследование по открытым источникам также обнаружило датский военный корабль Nymfen, который направился в тот же район, что и российские корабли, через несколько часов после их исчезновения. Он тоже отключил сигнал, когда достиг места.

Днем позже шведский истребитель пролетел по необычному маршруту над этим районом, а за ним последовал шведский военно-морской корабль, который задержался рядом с местом, где позже взорвался газопровод «Северный поток-1».

Расследователи утверждали, что, возможно, эти силы отправились проверять район предполагаемого взрыва, намекая на то, что некоторые страны могут знать больше, чем они сказали до сих пор.

Дания является самой молчаливой, но источники в службах безопасности, которые говорили на условиях анонимности, сообщили The New York Times, что датские и шведские следователи настороженно относятся к последним находкам Германии и чувствуют необходимость оказать определенное давление, чтобы эта версия была опровергнута.

В четверг Матс Юнгквист, старший прокурор Швеции по этому делу, заявил шведской газете Norrkopings Tidningar, что, хотя его расследование не исключало участие негосударственных субъектов, только «очень немногие компании или группы» могли это сделать, и что участие какого-либо государства кажется ещё более вероятным.

Он намекнул, что его команда наткнулась на несколько отвлекающих маневров в ходе расследования: «Те, кто занимался этим, внимательно относились к следам, которые они оставили», — сказал он.

В частном порядке официальные лица Швеции, Германии и Дании утверждали, что у следователей есть причины не делиться результатами, которые могут раскрыть их разведывательные возможности. Союзники также стали настороженно относиться к ряду случаев российского шпионажа и проникновения в Европу, в том числе одного в германском разведывательном агентстве.

Делиться информацией может быть вообще не в чьих-либо интересах: имя виновного может привести к непредвиденным последствиям.

Заявление о том, что за нападением стоит Россия, будет означать, что она успешно атаковала важные объекты инфраструктуры на «задворках» Западной Европы, и может спровоцировать какое-либо реагирование.

Обвинение украинских диверсантов может спровоцировать внутренние дебаты в Европе о целесообразности поддержки их восточного соседа.

А упоминание какой-либо западной страны или агентов может породить глубокое недоверие между странами в тот момент, когда они изо всех сил пытаются сохранить единый фронт.

«Есть ли интерес со стороны властей выйти и сказать, кто это сделал? Есть стратегические причины не раскрывать, кто это сделал, — сказал Йенс Венцель Кристофферсен, датский офицер и военный эксперт Копенгагенского университета. — Пока не всплывёт что-то существенное, мы будем продолжать оставаться в неведении о произошедшем — как и предполагалось».

Источник: The New York Times

Реклама
Реклама
АО ГТ ЭНЕРГО
Реклама
Реклама
ООО ПО ХИМЦЕНТР
Реклама
Реклама
Единый Реестр подрядчиков, поставщиков, оборудования и материалов для групп «Газпром» и «Транснефть»
Реклама
Реклама
ООО ПЕНТРИМАКС
Реклама
Реклама
ООО КАСКАД
Реклама
Реклама
ООО ПО РЕМАРМ

Новости

Компании на карте

img

Вопросы и ответы

Продление экспертного заключения "Газпрома" по ДТОиР

Мы писали заявку на продление разрешительного документа на ДТОиР в декабре 2018 года, нам тоже отказали. Почему отказали я не смог выяснить. Заказчик ...

Сертификация в СДС ИНТЕРГАЗСЕРТ продукция и СМК

Никто не обещал, что сертификация в СДС ИНТЕРГАЗСЕРТ - это легко и бюджетно! Если вы хотите поставлять продукцию в "Газпром" - никуда не ден...

Сертификация строительных работ (услуг) в СДС ИНТЕРГАЗСЕРТ

Да вот непонятно, отменили или нет. Я создал новую тему по этому поводу....

Продление экспертного заключения "Газпрома" по ДТОиР

Мы писали заявку на продление разрешительного документа на ДТОиР в декабре 2018 года, нам тоже отказали. Почему отказали я не смог выяснить. Заказчик ...

Реклама
Реклама
ООО ПКБ ИТО
Реклама
Реклама
ООО ПО РЕМАРМ
Реклама
Реклама
ООО ГЕРМЕС ГРУПП