Реклама
Реклама

Россия компенсирует потери от «Северного потока» за счет экспорта СПГ

Европа в очередной раз внезапно обнаружила себя закупающей гигантские объемы газа из РФ. Теперь СПГ. Расследование авторитетного немецкого экономического издания Wirtschaftswoche в переводе на русский язык.



Совместный проект «Экономика сверху» немецкого экономического еженедельника Wirtschaftswoche с LiveEO (стартап по спутниковому наблюдению за Землей) позволил получить текущие данные о перевозках и спутниковые снимки, указывающие на то, что Россия доставляет огромные объемы сжиженного природного газа в Европу с помощью нового флота ледокольных танкеров.

На карту поставлено так много, что это почти компенсирует потери от взорванного трубопровода «Северный Поток».

В настоящее время более десятка ледокольных СПГ-танкеров-СПГ регулярно транспортируют российский СПГ.

Практически каждый день одно-два относительно новых российских судна заходят на европейские регазификационные терминалы. Об этом свидетельствуют данные от MarineTraffic и спутниковые снимки от LiveEO, которые оценило издание WirtschaftsWoche.

Танкеры получают груз с завода по сжижению природного газа в Сабетте на Северном Ледовитом океане. И, судя по всему, в таких огромных масштабах, что объемы теперь смогут практически заменить поставки по взорванному газопроводу «Северный поток».

Эти безудержные поставки российского СПГ в Европу сейчас вызывают все больше критики. Всего несколько дней назад экономист Ульрике Мальмендье призвала ЕС «прекратить закупки газа у России». По ее словам, Европа хорошо защищена. С другой стороны, газовый бойкот может нанести эффективный удар по России.

Однако новое расследование показывает, что Россия буквально насмехается над Европой своими масштабными поставками СПГ.

После начала западных санкций импорт трубопроводного газа из РФ в ЕС резко снизился. Сыграло роль то, что Россия сократила поставки на Запад. В сентябре 2022 года неизвестные применили взрывные устройства для разрушения трех ниток трубопровода «Северный Поток» на Балтийском море между Россией и Германией. Результат: импорт газа из России упал на 83% за период с 2021 по 2023 год, сообщает брюссельский экономический аналитический центр Bruegel.

Российские СПГ-танкеры на пути в ЕС

Но при этом ЕС фактически увеличил импорт российского СПГ.

С 2021 по 2023 год он вырос на 11%. Это следует из расчетов Американского института экономики энергетики и финансового анализа (IEEFA). По мнению аналитиков аналитического центра Брейгеля, новый дополнительный импорт СПГ из России соответствует почти 10% объема поставок, которые ранее экспортировались в ЕС по трубопроводу «Северный поток». СПГ-перевозчикам удалось переправить общий объём, близкий к тому, который поставлялся по балтийскому трубопроводу.

Это немаловажный источник дохода для России: по данным IEEFA, в прошлом году страны ЕС заплатили за российский СПГ 8,1 миллиарда долларов.

По данным IEEFA и Евростата, в 2018 году, когда начал работать порт Сабетта, ЕС потратил на российский СПГ всего 0,8 миллиарда евро. В 2022 году - 16,1 млрд евро из-за чрезвычайно высокой цены на газ. 11,7% европейского импорта СПГ в настоящее время приходится на Россию.

Анализ показывает, что самым посещаемым европейским портом СПГ для судов из России является Зебрюгге в Бельгии.

11 января здесь пришвартовался «Николай Зубов» для разгрузки газа, ранее забранного в Сабетте. Это видно на спутниковом снимке того дня. Данные по осадке судна показывают, что груз был выгружен. «Николай Зубов», построенный в 2019 году, с тех пор доставлял природный газ из России в ЕС еще два раза — 31 января в Монтуар-де-Бретань во Франции и 20 февраля снова в Зебрюгге.

Порт СПГ Зебрюгге, Западная Фландрия, Бельгия
11 января 2024 г.: российский танкер-ледокол «Николай Зубов» находится справа и в настоящее время доставляет около 100 миллионов кубометров СПГ из Сабетты. Слева — судно «Река Енисей», старый российский танкер-газовоз, который последний раз был в Сабетте в начале ноября, потому что он не может ломать лед.

Российский танкер-газовоз «Река Енисей» пришвартовался к «Николаю Зубову» 11 января. Корабль имеет немного меньшие размеры, уже достаточно старый и не может ломать лед. Поэтому не может плавать по заледенелому маршруту в Сабетту и обратно с ноября.

Чтобы избежать таких простоев зимой, крупнейшая российская судоходная компания «Совкомфлот» сформировала флот из 15 танкеров – газовозов СПГ ледового класса, построенных в Южной Корее с 2017 года. Эти корабли имеют мощность 70 000 лошадиных сил, что делает их сопоставимыми с огромным российским атомным ледоколом «50 лет Победы», вошедшим в строй в 2007 году. И они могут справиться со льдом толщиной более двух метров.

Только с помощью этих 15 ледоколов Россия может математически компенсировать более половины поставок по разрушенному трубопроводу «Северный поток».

В 2021 году по трубам в Европу поступало в среднем пять миллиардов кубометров газа в месяц. Если бы каждое из 15 судов теперь два раза в месяц привозило в Европу груз газа, это уже было бы эквивалентно 3,1 миллиарда кубометров. Себастьян Гулбис, глава берлинской консалтинговой компании Enervis, подтверждает эти оценки. Кроме того, в безледный сезон Россия может дополнительно привлекать обычные СПГ-танкеры типа «Река Енисей».

Вторым важным портом захода российских СПГ-танкеров в настоящее время является Франция. У неё 2 крупных СПГ-порта — помимо Монтуар-де-Бретань возле Нанта, есть еще порт Дюнкерк, расположенный недалеко от бельгийской границы. Здесь на спутниковом снимке от 27 февраля виден «Яков Гаккель», один из российских ледокольных грузовых судов. В настоящее время он плавает под флагом Багамских островов.

Порт СПГ Дюнкерк, департамент Норд, Франция
27 февраля 2024 г: Российский ледовый СПГ-танкер «Яков Гаккель» доставляет природный газ из Сабетты.

Из Сабетты, лежащей в Обской губе примерно на полпути между Тихим и Атлантическим океанами, корабли следуют на юг или север острова Новая Земля в сторону Норвегии, где затем поворачивают на юг. Как и «Владимир Воронин», который был сфотографирован у берегов Норвегии 17 февраля европейским спутником Sentinel-2.

Северный Ледовитый океан, недалеко от северного побережья Норвегии.
17 февраля 2024 г: Ледокольный СПГ-танкер «Владимир Воронин» перевозит природный газ с российской Сабетты в Зебрюгге в Бельгии.

За первые два месяца 2024 года этот танкер дважды заходил в порт Зебрюгге, один раз в порт Дюнкерк и один раз в порт Бильбао, Испания.

Испания, Франция и Бельгия на данный момент являются крупнейшими покупателями российского СПГ. Через эти три страны осуществляется 80% поставок.

Но у России далеко идущие амбиции. В настоящее время строятся еще 15 СПГ-танкеров ледового класса. Теперь впервые на российской верфи. Она расположена на самом востоке страны, в Большом Камне, закрытом городе недалеко от границы с Китаем и Северной Кореей.

Технологическим партнером выступает южнокорейская компания Samsung Heavy Industries. А огромные резервуары для СПГ произведены французской GTT, лидером на рынке этой технологии.

Спутниковые снимки показывают, что танкеры СПГ строятся в Большом Камне с 2021 года. На фото от марта 2023 года видно три более-менее готовых. Владимир Путин даже лично присутствовал на имянаречении первого построенного в России арктического СПГ-танкера «Алексей Косыгин». Второй корабль теперь, судя по всему, получил название «Петр Столыпин», и его также можно увидеть на спутниковых снимках этого судостроительного комплекса.

 

Но теперь с этим есть проблема. GTT вынуждена выйти из сотрудничества из-за санкций ЕС. Однако, по данным СМИ, резервуары на первых четырех кораблях практически полностью установлены. На данный момент неясно, что будет с остальными кораблями, строительство которых уже началось.

Другой российский СПГ-проект, который изначально должен был быть построен с помощью Запада, в настоящее время находится в подвешенном состоянии: завод по переработке и сжижению природного газа «Балтик-СПГ» в Усть-Луге на Балтийском море.

Shell и «Газпром» создали соответствующее совместное предприятие в 2017 году. В 2019 году Shell вышла из проекта. Вместо неё к проекту присоединилась немецкая компания по производству промышленных газов Linde, но также покинула проект — после начала конфликта России и Украины.

Текущие спутниковые снимки показывают, что на этом месте ведётся строительство. Однако, как можно из них понять, большие части территории, по-видимому, изначально предназначенной и застроенной для этих целей, в настоящее время заняты построенным вместо нее угольным терминалом.

Теперь «Газпром» хочет построить терминал СПГ самостоятельно. Однако задержки были и есть, например, из-за неясности финансирования. Кроме того, у компании возникают проблемы с привлечением подрядчиков для строительства трубопровода, который соединит продуктивные Тамбейские газовые месторождения на полуострове Ямал с этим заводом СПГ через сеть трубопроводов, эксплуатируемую «Газпромом». По данным отраслевых служб, «Газпром» планирует начать добычу и экспорт через Усть-Лугу в 2026 году.

Источник: WirtschaftsWoche

Реклама
Реклама
АО ГТ ЭНЕРГО
Реклама
Реклама
ООО ПО ХИМЦЕНТР
Реклама
Реклама
ООО НПО СОБОЛЕВСКИЙ ЗАВОД
Реклама
Реклама
ООО ПЕНТРИМАКС
Реклама
Реклама
ООО КАСКАД
Реклама
Реклама
ООО ПКБ ИТО

Новости

Компании на карте

img

Вопросы и ответы

Продление экспертного заключения "Газпрома" по ДТОиР

Мы писали заявку на продление разрешительного документа на ДТОиР в декабре 2018 года, нам тоже отказали. Почему отказали я не смог выяснить. Заказчик ...

Сертификация в СДС ИНТЕРГАЗСЕРТ продукция и СМК

Никто не обещал, что сертификация в СДС ИНТЕРГАЗСЕРТ - это легко и бюджетно! Если вы хотите поставлять продукцию в "Газпром" - никуда не ден...

Сертификация строительных работ (услуг) в СДС ИНТЕРГАЗСЕРТ

Да вот непонятно, отменили или нет. Я создал новую тему по этому поводу....

Продление экспертного заключения "Газпрома" по ДТОиР

Мы писали заявку на продление разрешительного документа на ДТОиР в декабре 2018 года, нам тоже отказали. Почему отказали я не смог выяснить. Заказчик ...

Реклама
Реклама
ООО ГПЗ-77
Реклама
Реклама
НАНО ДПО МИР
Реклама
Реклама
ООО ПЕНТРИМАКС