- Главная страница
- Статьи
- Запрещенная российская нефть попадает в цепочку поставок Пентагона
Запрещенная российская нефть попадает в цепочку поставок Пентагона















Публикуем полный текст сенсационного расследования The Washington Post о том, как российское топливо после многократной смены владельцев продается греческому НПЗ, обслуживающему армию США. Перевод на русский язык.
После того как в прошлом году западные страны объявили о запрете на российскую нефть, греческий нефтеперерабатывающий завод, обслуживающий вооруженные силы США, быстро приступил к адаптации под новые требования. Через несколько месяцев компания сообщила инвесторам, что прекратила принимать запрещенную нефть и вместо этого нашла другие источники.
Но была причина, по которой российскую нефть, по крайней мере на бумаге, удалось так легко исключить из цепочки поставок.
Нефтепродукты, происходящие из России, продолжали поступать на нефтеперерабатывающий завод Motor Oil Hellas на берегу Эгейского моря в Греции, как показало расследование The Washington Post на основе данных о судоходстве и торговле. Они лишь поменяли маршрут, пролегающий в сотнях миль через нефтехранилище в Турции, путь, который скрыл след России, поскольку право собственности на груз несколько раз переходило из рук в руки, прежде чем она достигла Греции.
На первый взгляд, получение нефтеперерабатывающим заводом топлива с судоходного терминала Dortyol в Турции, похоже, подтверждает заявления Белого дома и европейских лидеров о том, что эмбарго на российскую нефть работает так, как планировалось, лишая России доходов. Однако тот факт, что эти поставки содержали сырьё российского происхождения, подчеркивает проницаемость санкций и неспособность их обеспечивать.
По мнению экспертов отрасли, компетентных в вопросах потоков нефти и применения санкций, проверявших данные о поставках и торговле по просьбе The Post, объемы мазута, поставляемого с Dortyol в Motor Oil Hellas, а также отраслевая практика смешивания продуктов различного происхождения при их хранении, обеспечивают наличие в смеси большого количества продукта из России.
«Я не вижу другого возможного вывода, кроме того, что российское топливо поступает в Motor Oil Hellas», — прокомментировал Роберт Ауерс, специалист по моделированию нефтеперерабатывающих заводов и аналитик рынка очищенного топлива исследовательской фирмы RBN Energy, который изучил выводы расследования.
Издание использовало данные о доставке и другие данные для отслеживания потоков топлива — используемых для производства продукции, которую Пентагон впоследствии закупает для своих кораблей и самолетов.
Проект Государственного Надзора (The Project on Government Oversight), некоммерческая наблюдательная группа, базирующаяся в Вашингтоне, обнародовала некоторые из этих записей о перевозках при подготовке отчета с информацией от Data Desk, консалтинговой фирмы, которая изучает компании, работающие с ископаемым топливом.
За последние два года Dortyol получила 5,4 миллиона баррелей сырья по морю, причем все, кроме 1,9 миллиона, из России, согласно отчетам о доставке и торговым данным Refinitiv, компании, специализирующейся на коммерческих данных по сырьевым рынкам.
С момента вступления в силу санкций Евросоюза в феврале российские поставки в Dortyol составили 2,7 миллиона баррелей, или более 69 процентов всех отгрузок, отправленных морским транспортом в этот пункт назначения за указанный период.
Также с февраля, как выяснила The Post, Dortyol отгрузила в общей сложности 7 миллионов баррелей мазута, из которых 4,2 миллиона баррелей достались Motor Oil Hellas. Эти поставки составили не менее 56 процентов всего мазута, полученного греческим нефтеперерабатывающим заводом по морю.
Точное количество мазута российского происхождения в закупаемой Пентагоном продукции определить не удалось. Эти продукты очищаются с использованием множества ингредиентов, которые невозможно отследить в процессе производства.
Также не удалось установить, было ли в какой-то момент пути сырьё из России перемаркировано как прибывшее из другой страны. Документы, описывающие происхождение партии нефти, известные как сертификаты происхождения, не являются общедоступными.
Отгрузки мазута из России в Dortyol увеличились с момента введения санкций ЕС
Ежемесячный объём с разбивкой по отправкам и датам
Как показывают федеральные данные госзакупок, Пентагон подписал с греческим нефтеперерабатывающим заводом новые контракты на сумму почти в 1 миллиард долларов с тех пор, как запрет США вступил в силу в марте прошлого года,
Согласно отчетам об отгрузках, с февраля более 1 миллиона баррелей авиакеросина от Motor Oil Hellas также было отправлено государственным и корпоративным покупателям в Италии, Франции, Испании и Великобритании.
Поставки из России в Motor Oil Hellas прекратились после введения запрета ЕС, но одновременно поставки из Dortyol взлетели до небес
Ежемесячные отгрузки в Motor Oil Hellas с разбивкой по отправкам и датам
Джо Йосва, представитель Агентства оборонной логистики Пентагона, занимающегося закупками топлива для вооруженных сил США, заявил в электронном письме, что агентство «не знает» о том, что топливо из России направляется его греческому поставщику. Агентство заявило, что его подрядчики, в том числе Motor Oil Hellas, «несут ответственность за обеспечение соблюдения применимых законов и правил, касающихся бизнеса с Россией и российскими компаниями» и «должны подтвердить свое соблюдение таких законов и правил в рамках процесса приобретения».
Пентагон мало что может сделать с политикой поставщиков, пишет Йосва. Продукты, входящие в состав топлива, которое компания закупает у Motor Oil Hellas, «могут постоянно меняться и могут отличаться от одной поставки к другой», прокомментировал он. Отследить его происхождение «для конкретной поставки нефтепродуктов было бы сложно или невозможно».
В заявлении Motor Oil Hellas говорится, что компания «не покупает, не перерабатывает и не торгует российской нефтью или нефтепродуктами. Весь его импорт сертифицирован как не имеющий подсанкционного происхождения».
Компания не ответила на конкретные вопросы о характере этой сертификации и о том, предпринимает ли она какие-либо шаги для обеспечения ее точности.
Турецкие государственные чиновники и представители Турецкой нефтяной корпорации, которые ответственны за некоторые поставки в Dortyol, не ответили на вопросы о происхождении топлива.
Представители компании Global Terminal Services, владеющей объектом Dortyol, заявили в электронном письме, что они являются всего лишь «посредником» для хранения продуктов и ни при каких обстоятельствах не владеют продуктами, которые они хранят. Они заявили, что не принимают грузы с судов под российским флагом и «полностью соблюдают применимые местные и международные правила и положения», включая поддержание «жесткого процесса соблюдения» режимов санкций.
Согласно санкционным правилам, турецким предприятиям разрешено принимать российское топливо. А вот греческий нефтеперерабатывающий завод не может этого сделать.
«Очень мягкий подход к регулированию»
Как показывают торговые отчеты, минимум в пяти поставках мазута в этом году из России в Dortyol сырьё изначально принадлежало российскому нефтяному гиганту «Роснефть». После погрузки на танкер в Черном море груз в каждом случае приобретала фирма, базирующаяся в Объединенных Арабских Эмиратах. Позднее право собственности на мазут переходило к организациям, контролируемым турецкой государственной нефтяной компанией, а продукт доставлялся в Dortyol.
В электронном письме The Post представитель «Роснефти» заявил, что компания не отслеживает пункт назначения продаваемого топлива, но «строго соблюдает общепринятые международные стандарты».
Фирма из ОАЭ Fossil Trading FZC не ответила на запросы о комментариях.
В соответствии с руководящими принципами эмбарго ЕС покупатели «должны проявлять соответствующую должную осмотрительность при оценке происхождения нефти и должны полагаться на имеющуюся в их распоряжении документацию для определения происхождения нефти, которая может включать сертификаты происхождения».
Регуляторы США и ЕС неоднократно предупреждали компании, что сертификаты происхождения могут быть поддельными. Их имеют право составлять многочисленные органы и компании, а централизованной системы подтверждения их подлинности не существует.
В нефтяной отрасли Турция стала известна как место, где подобные сертификаты вряд ли будут оспорены, говорит Георгий Волошин, эксперт по финансовым преступлениям Ассоциации сертифицированных специалистов по борьбе с отмыванием денег.
«Они не пытаются активно это остановить, — комментирует Волошин. — У них нет стимула. Это очень выгодная сделка, которая приносит деньги Турции, находящейся в хороших отношениях с Россией. … Поэтому они применяют очень мягкий подход к регулированию, предпочитая без вопросов доверять предоставленным им документам».
Западные санкции были призваны нанести серьезный экономический удар по России, где доходы от нефти и газа составляют почти половину федерального.
Но российская экономика оказалась неожиданно устойчивой, в немалой степени благодаря повсеместному уклонению от санкций. Западные лидеры осторожно подходят к расправе с нарушителями, даже несмотря на то, что доходы России от нефти резко выросли за лето, поднявшись до уровня, невиданного с тех пор, как запрет был введен в действие.
Стоимость российской нефти преодолела ценовой потолок, установленный Западом, в результате чего администрация Байдена ищет стратегии, чтобы пресечь уклонение от санкций.
Министерство финансов, которое администрирует и обеспечивает соблюдение экономических санкций, отказалось отвечать на конкретные вопросы о происхождении продуктов, которые правительство США покупает у Motor Oil Hellas, но опубликовало заявление через пресс-секретаря Меган Аппер.
«Мы сосредоточены на координации с нашими союзниками и партнерами, чтобы уменьшить доходы России от продажи нефти и ограничить поступления в бюджет,в том числе посредством нашего ценового ограничения на морской экспорт российских энергоносителей», — сказала она.
Однако если не считать штрафов, наложенных на двух грузоотправителей ранее в этом месяце, правоприменение было скудным.
«Очевидно, что администрация не хотела бы, чтобы так происходило», — сказал Брайан О'Тул, сотрудник Атлантического совета и бывший старший советник Управления по контролю за иностранными активами (OFAC), которое курирует санкции США. — «Я мог бы сказать, что, по крайней мере, та часть Министерства обороны, что закупает такое топливо, меня удивляет, но это не так… Казначейство только приступает к обеспечению соблюдения этих санкций».
О'Тул и другие эксперты по санкциям заявили, что покупка топлива, у которого была просто переименована страна происхождения, запрещена для европейских нефтеперерабатывающих предприятий и их клиентов. По их словам, покупатели могут нести ответственность, даже если они не знали о происхождении потенциально подсанкционного товара.
«У OFAC долгая история применения санкций к людям, которые должны были знать об этом», — сказал О'Тул.
Motor Oil Hellas, публичная фирма, уже много лет является ключевым поставщиком Пентагона. С 2019 финансового года Агентство оборонной логистики выплатило компании более $1,1 млрд, что сделало ее одним из 10 крупнейших подрядчиков агентства среди поставщиков топлива и нефтепродуктов, по данным компании Deltek, отслеживающей государственные закупки США. В мае был оформлен заказ на покупку на сумму 479 миллионов долларов.
Проект государственного надзора (POGO), который выступает за прозрачность правительства и защиту информаторов, поделился своими первоначальными выводами с The Post после отслеживания нескольких месяцев данных о сырье. Когда эта история была опубликована, группа озвучила свои собственные выводы в докладе под названием «Пентагон покупает топливо, произведенное из российской нефти», написанном расследователем Джейсоном Паладино.
Большинство дополнительных данных, использованных The Post для этого расследования, были получены от Refinitiv и Kpler, платформы, которая отслеживает глобальные энергетические товары. В совокупности записи показывают, когда продукты покинули конкретный терминал, кому принадлежали грузы, на какие суда они были погружены и где они были разгружены. The Post также изучила спутниковые снимки и данные отслеживания судов от MarineTraffic, чтобы подтвердить посещение портов судами.
Путешествие вакуумного газойля
Один из видов мазута, судя по всему, совершающий этот окольный путь из России в Грецию, — вакуумный газойль, который, как показывает анализ, проведенный исследовательской фирмой Wood Mackenzie, является ингредиентом некоторых типов авиационного топлива, продаваемого нефтеперерабатывающим заводом в вооруженные силы США.
По данным отгрузки, с февраля весь вакуумный газойль, поступивший на Dortyol, или как минимум 1,7 млн баррелей, был поставлен из России.
Отчеты о доставке и торговле показывают, что в июле в Dortyol прибыло 198 000 баррелей российского вакуумного газойля, по пути несколько раз менявших владельцев. Партия аналогичного размера была отправлена из Dortyol в компанию Motor Oil Hellas несколько недель спустя. Как выяснила The Post, одна и та же схема доставки повторялась много раз с тех пор, как вступили в силу запреты США и ЕС.
«Поток вакуумного газойля направляется в Турцию, и чудесным образом то же сырьё оказывается в Греции», — сказал Виктор Катона, руководитель отдела анализа сырой нефти компании Kpler.
На заводе Motor Oil Hellas этот вакуумный газойль смешивается с гораздо большим количеством сырой нефти из других стран в установке, специально предназначенной для производства реактивного топлива из этих ингредиентов.
Другие мазутные продукты российского происхождения, которые в больших количествах поставлялись на Dortyol, могут быть использованы для производства военно-морского дизеля. Затем суда с турецкого терминала доставили такую продукцию компании Motor Oil Hellas, поставляющую военно-морское дизельное топливо американским военным.
В условиях санкций Motor Oil Hellas и другие западные покупатели не могут импортировать российские нефтепродукты. Они могут импортировать продукцию, изготовленную из российской нефти, если эта нефть была тщательно переработана и превращена в другое топливо после отправки из России. В таких условиях новый продукт может быть маркирован как пришедший из страны, где происходила переработка, считают эксперты.
Аналитики заявили, что Dortyol такой переработкой не занимается, а владельцы терминала в своем заявлении заявили, что «не имеют прямых отношений ни с НПЗ, ни с производителем». Из-за необходимой инфраструктуры продукты не могли подвергаться тщательной переработке при транзите через Черное море.
«Санкции совершенно ясно говорят об этом, — сказал Алан Гелдер, вице-президент по исследованиям рынков нефтепереработки, химии и нефти компании Wood Mackenzie. — Вам необходимо провести очистку и переработку сырья. Здесь этого не происходит».
Американские военные забирают продукцию Motor Oil Hellas на судах с названиями Overseas Sun Coast, Stena Polaris и Valtellina. Затем танкеры доставляют топливо в такие места, как военно-морская база Rota в Испании, где дислоцируются несколько военных кораблей США, база ВВС США под названием Lajes Field, расположенная на Азорских островах, и база НАТО Souda на греческом острове Крит.
В начале сентября реактивное топливо на сумму 38 миллионов долларов, переработанное на заводе Motor Oil Hellas с использованием вакуумного газойля, было погружено на танкер под флагом США и через несколько недель доставлено на базу поддержки ВМС Диего-Гарсия, базу ВМС США в Индийском океане.
Реактивное топливо и военно-морское дизельное топливо компании Motor Oil Hellas течет через Европу и за ее пределы, в то время как западные лидеры и украинские чиновники все больше беспокоятся об эффективности санкций.
«Ни одна страна в мире не будет в безопасности, если мы введем санкции и не будем обеспечивать их соблюдение», — заявил в заявлении, предоставленном The Post, Александр Новиков, глава Национального агентства Украины по предотвращению коррупции.
«Если Россия, несмотря на ограничения, сможет поставлять нефть выше ценового предела и продавать ее странам, которые ввели санкции, эффективны ли такие санкции? Ответ очевиден: нет».
Турция вряд ли уникальна в содействии обходу санкций для российских нефтепродуктов. Нефтеперерабатывающие заводы в Индии жаждали российской нефти с тех пор, как Соединенные Штаты и ЕС решили ввести ценовой потолок. Ограничение позволило Индии заключить выгодную сделку на российскую нефть, на которую, как показывают отраслевые данные, сейчас приходится 40 процентов поставок в эту страну, где она перерабатывается и часто может затем быть экспортирована в другие государства.
Теоретически санкции были разработаны для того, чтобы не перекрывать поток нефти, но вынудить Россию продавать ее с очень большой скидкой. Однако слабое правоприменение также приводит к нарушению ценового ограничения: широко распространенное мошенничество позволяет России продавать свою нефть значительно дороже, чем позволяют санкции.
Угрозы администрации Байдена о репрессиях опровергаются контрактами ее собственных военных, которые, по мнению экспертов, являются соучастниками уклонения от санкций, если используют нефтепродукты российского происхождения.
«Военные США не провели должной проверки происхождения этой нефти», — прокомментировал Исаак Леви, аналитик Центра исследований в области энергетики и чистого воздуха, европейской некоммерческой организации, которая отслеживает потоки российской нефти.
«Не так уж сложно понять, откуда она поступила».
Источник: The Washington Post

Новости

Компании на карте

Вопросы и ответы
Мы писали заявку на продление разрешительного документа на ДТОиР в декабре 2018 года, нам тоже отказали. Почему отказали я не смог выяснить. Заказчик ...
Никто не обещал, что сертификация в СДС ИНТЕРГАЗСЕРТ - это легко и бюджетно! Если вы хотите поставлять продукцию в "Газпром" - никуда не ден...
Да вот непонятно, отменили или нет. Я создал новую тему по этому поводу....
Мы писали заявку на продление разрешительного документа на ДТОиР в декабре 2018 года, нам тоже отказали. Почему отказали я не смог выяснить. Заказчик ...