Портал работает в тестовом режиме. При обнаружении ошибок просьба сообщать на почту feedback@ngee.ru
Онлайн-календарь «Нефтегазовая промышленность в днях рождения» - 2022
Единый Реестр подрядчиков, поставщиков, оборудования и материалов для групп «Газпром» и «Транснефть» на 2021–2022 годы

"Газпром" заявил о проблемах развития рынка газомоторного топлива

22.04.2022
Новости ПАО Газпром и лидеров ТЭК

ВРИО гендиректора ООО "Газпром газомоторное топливо" Денис Корниенко заявил на пленарной сессии II Всероссийского газомоторного форума, что государственных стимулов развития рынка газомоторного топлива недостаточно.

Сейчас государство реализует две программы развития внутреннего рынка газомоторного топлива: "Развитие рынка газомоторного топлива" и "Развитие транспортного и специального машиностроения". Подразделение "Газпрома" в рамках подпрограмм с 2019 по 2021 годы получило 8,3 и 9,1 миллиарда рублей, а с 2022 по 2024 годы ожидает ещё 11 и 9,9 миллиарда рублей соответственно.

Корниенко сообщил, что "эти средства (на развитие рынка газомоторного топлива — ред.) урезаются.

"Надо приложить максимум усилий, чтобы этого не было… Надо будет сделать публичное заявление в этой части обязательно", — сказал он в ходе сессии "Новые возможности масштабного перехода на газомоторное топливо в качестве драйвера развития отечественных технологий, создания новых производств".

Ожидается, что госсубсидии приведут к тому, что объём потребления природного газа в качестве моторного через два года вырастет вдвое — с 1,325 миллиарда кубометров в прошлом году до 2,72 миллиарда кубометров в 2024 году, а количество заправок с газомоторным топливом увеличится с 631 до 1273 станций. Автопарк на газомоторном топливе вырастет вдвое, оценивают в подразделении "Газпрома".

Однако тех денег, которые предполагают программы, не хватает, и надо искать дополнительные ресурсы, подчеркнул Корниенко.

Годовые темпы роста газомоторного автопарка поступательно увеличиваются, и сейчас на природном газе ездят почти 260 тысяч машин: из них примерно 60% — легковые автомобили, 20% — лёгкий коммерческий транспорт, 13% — автобусы, 8% — магистральные грузовики и 0,3% — дорожно-коммунальная техника.

Корниенко также уточнил, что сегодня возглавляемая им компания занимает 60% российского рынка газомоторного топлива, тогда как десять лет назад, когда отрасль только начинала развиваться, на долю структурного подразделения "Газпрома" приходилось 90%. Это связано с тем, что несколько лет назад частных операторов не было, а сейчас — ежегодно — они строят вдвое больше заправок, чем "Газпром газомоторное топливо".

"Газпром толкнул ту ситуацию, и она стала коммерчески интересна для других участников рынка", — отметил Корниенко. По его словам, на рынок пришли не только крупные игроки — "Роснефть" и "Новатэк", — но и мелкие.

"Газпром газомоторное топливо" — единый оператор рынка на протяжении десяти лет. Структурное подразделение "Газпрома" работает по нескольким направлениям по развитию рынка газомоторного топлива: расширяет газозаправочную инфраструктуру, сотрудничает с Минэнерго и другими органами власти, расширяет парк техники и стимулирует спрос.

22.04.2022 г. /ПРАЙМ/

Промышленность стала уязвимым местом регионов

22.04.2022
Главные события

Ученые МГУ представили краткосрочный прогноз развития ситуации в субъектах Федерации
Из-за санкций сильнее всего пострадают российские регионы и города, где велика доля занятых в обрабатывающей промышленности, прогнозируют эксперты. Меньше кризис затронет дальневосточные и сибирские регионы, имеющие связи с Китаем

Главными рисками для российских регионов из-за последствий текущего кризиса станут спад промышленного производства, рост безработицы — скрытой и официальной, а также снижение налоговых доходов региональных бюджетов. Проблемы субъектов Федерации на фоне санкционного давления классифицировала эксперт по экономике регионов, профессор географического факультета МГУ им. Ломоносова Наталья Зубаревич на панельной сессии в рамках конференции «Ломоносовские чтения», прошедшей 18 апреля.

Санкционный кризис не похож на предыдущие экономические шоки последнего десятилетия — нефтяного 2014–2015 годов и коронавирусного 2020 года — ни по охвату пострадавших отраслей, ни по скорости восстановления. По словам Зубаревич, в кризис 2015 года наблюдался неравномерный спад по отраслям, COVID ударил по экономике хоть и сильно, но ей удалось быстро восстановиться, новый же кризис затронет всех.

Отрасли и регионы в зоне риска

Уход иностранных компаний из России, санкционные запреты на поставки комплектующих, внутренние ограничения на экспорт товаров (например, ряда сельскохозяйственных культур), снижение спроса на российское сырье, логистический хаос — все это причины проблем, с которыми столкнутся регионы, прогнозирует Зубаревич.

Наибольшие опасения у эксперта вызывают промышленные центры, где велика доля занятых на обрабатывающих производствах. Две трети промышленных производств приходится на 16 регионов России, приводит данные Зубаревич. Доля занятых в обрабатывающих отраслях наиболее высока в Центральном федеральном округе (больше всего — во Владимирской, Калужской областях), Поволжье (Ульяновская область, Марий Эл, Удмуртия), в регионах «нефтегазового» Урала (Челябинская, Свердловская области) и Северо-Западного ФО (Новгородская и Вологодская области).

Среди отраслей в зоне риска Зубаревич выделяет машиностроение. Помимо прямых потерь, которые понесут регионы от ухода иностранных производителей, в том числе в автопроме (Калужская область), спад ожидает предприятия, использующие импортные комплектующие, это касается транспортного, энергетического, нефтегазового машиностроения (Тверская, Свердловская области). При этом проблемы крупнейших игроков отразятся на смежных предприятиях в других регионах.

Зубаревич прогнозирует трудности и регионам, где высока доля предприятий топливно-энергетического комплекса и нефтегазохимии. В угольной отрасли самые тяжелые последствия — для Кемеровской области из-за наложенных Евросоюзом ограничений на поставки в Европу (до санкций на этот рынок приходилось 25% всего экспорта российского угля). «Перенаправить на азиатский рынок такой объем невозможно из-за исчерпания пропускной способности Транссибирской магистрали», — предупреждает эксперт. Персональные санкции и запреты на экспорт затронут металлургические центры, прежде всего ориентированные на рынки Европы и США (Череповец в Вологодской области и Старый Оскол — в Белгородской). Из-за санкций против бизнесмена Алексея Мордашова «Северсталь» лишилась возможности экспортировать свою металлургическую продукцию в Европу, а, кроме того, ЕС запретил импорт стали и железа из России на €3,3 млрд в год.

Лесная и целлюлозно-бумажная промышленности оказываются под ударом из-за запрета на вывоз продукции в Евросоюз. Если заводы в Сибири законтрактованы по поставкам целлюлозы в Китай на несколько лет вперед, то продукцию из Карелии, Архангельской области, Коми, которая шла в Европу по железной дороге, перенаправить в Китай проблематично, отмечает Зубаревич.

«Очевидно, что дальневосточные и сибирские регионы, имеющие торговые связи с Китаем, пострадают в меньшей степени. В свою очередь, сложности могут испытать субъекты РФ с высокой долей экономики, связанной с иностранными компаниями и импортными комплектующими, — Калужская, Калининградская, Ленинградская области», — добавляет старший директор — руководитель группы региональных рейтингов АКРА Елена Анисимова.

Фактор неопределенности

Кроме промышленности удар примет на себя сектор услуг и торговли, полагает профессор МГУ. Эта сфера наиболее развита в крупных городах и региональных центрах — занятые в ней окажутся под угрозой увольнения из-за сокращения спроса и платежеспособности потребителей. Если крупный бизнес может себе позволить сохранять рабочие места хотя бы на минимальной зарплате, то работодатели из сферы услуг и этого не могут, предупреждает эксперт. Высокую степень риска по росту увольнений она видит в Воронежской, Ивановской, Калининградской, Ростовской, Нижегородской, Пензенской областях.

На конец 2022 года консенсус-прогноз по безработице составляет 7–8%, по спаду реальных доходов населения — 5–10%, приводит оценки Зубаревич. При этом она прогнозирует рост скрытой безработицы и неполной занятости, когда сотрудников переводят на неполный рабочий день с сокращением привычной зарплаты.

Как указала Зубаревич, ее прогнозы актуальны на конец первой декады апреля — долгосрочные оценки не имеют смысла из-за стремительно меняющихся условий.

С тем, что в ситуации неопределенности прогнозы быстро устаревают, соглашается и Анисимова. «Итоги года будут зависеть и от курса рубля, и от возможностей страны перестроить экспортные и импортные потоки, и от решения логистических вопросов», — говорит она. Неопределенности, по ее словам, добавляет и то, что фактическая зависимость экономики регионов от иностранной составляющей неизвестна — таких данных нет.

По оценке АКРА, на расходах регионов может существенно сказаться инфляция при снижении налоговых поступлений — как по налогам на прибыль и совокупный доход (к последним относятся основные налоги на малый бизнес), так и по НДФЛ за счет роста безработицы. «В этом случае дефициты региональных бюджетов будут очень значительными. Но, по нашим расчетам, в прошлом году у 75 субъектов РФ выросли остатки на счетах, что позволит им частично финансировать дефициты», — отметила Анисимова.

Меры по поддержке регионов

К настоящему времени власти уже разработали ряд мер для помощи регионам за счет льготных кредитов. Закон о поддержке финансовой стабильности региональных бюджетов 20 апреля во втором и третьем чтении приняла Госдума. На бюджетные займы для рефинансирования долговых обязательств регионов и муниципалитетов выделят до 390,7 млрд руб. из федеральной казны (изначально планировалось направить на эти цели 255,3 млрд).

Одобренные поправки в Бюджетный кодекс, как сообщал Минфин, предполагают три новации. Во-первых, регионы получат особые условия получения краткосрочных кредитов от управлений Федерального казначейства: лимит займа будет увеличен до 10% объема доходов региона. Вторая мера: субъекты смогут получить дополнительные бюджетные кредиты под 0,1% годовых для погашения своих рыночных заимствований, сложившихся на начало текущего года и подлежащих погашению в марте—декабре 2022 года. Наконец, третий блок изменений освобождает регионы от погашения задолженности по бюджетным кредитам в текущем году на сумму чуть больше 60 млрд руб. Как уточнял представитель Минфина, это коснется 75 субъектов Федерации.

Кроме того, по итогам совещания у президента, проведенного 16 марта, губернаторам регионов было рекомендовано лично возглавить оперативные штабы по устойчивому развитию субъектов. Правительству было поручено провести дополнительную индексацию дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности. Также правительство совместно с региональными администрациями должны «обеспечить в 2022 году снижение уровня бедности населения и неравенства населения по доходам». Блок поручений президента касается также поддержки россиян, потерявших работу после 1 марта, и семей, столкнувшихся с существенным снижением доходов в этот период.

22.04.2022 г. /РБК/

Турция вложит $10 млрд в новые газовые месторождения в Черном море

22.04.2022
Главные события

Власти Турции намерены сделать инвестиции в размере $10 млрд в разработку газовых месторождений в Черном море, передает газета Daily Sabah со ссылкой на президентский указ. Ожидается, что в результате этих инвестиций Анкара будет способна добывать около 14 млрд куб. м природного газа в год. Проект рассчитан на 11 лет.

В июне 2020 года Турция обнаружила в Черном море новое газовое месторождение Сакарья объемом 540 куб. м.

Сейчас Турция полностью зависит от импорта газа, в основном из России, но ожидается, что это месторождение сократит газовый импорт примерно на четверть. Как ранее заявлял президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган, поставки газа из черноморских месторождений на внутренний рынок могут начаться уже к 2023 году.

Как передает Daily Sabah, 7 марта началась прокладка труб для передачи газа на материк. Строительство газопровода протяженностью 170 км, который планируется построить в 2022 году, соединит региональные месторождения с магистральной сетью. Газ будут доставлять на берег из порта Филиос, расположенного в прибрежной провинции Зонгулдак.

После обнаружения резервов природных газов в Черном и Средиземном морях президент Турции обещал продолжать поиск новых меторождений. Спор между странами, претендующими на перспективные участки средиземноморского шельфа, привели к формированию Газового форума Восточного Средиземноморья и подписанию Турцией и Ливией, оставшимися за рамками форума, меморандума по разграничению морских зон.

22.04.2022 г. /Коммерсант/