Реклама
Реклама
Онлайн-календарь «Нефтегазовая промышленность в днях рождения» - 2021
Реклама
Реклама
Единый Реестр подрядчиков, поставщиков, оборудования и материалов для групп «Газпром» и «Транснефть» на 2021–2022 годы

Как Россия обходит нефтяные санкции в промышленных масштабах

По мере отказа от торговли, отгрузки и страхования российской нефти ведущими западными компаниями, на их место приходят таинственные помощники, чтобы продолжать торговлю нефтью, утверждает The Economist и пытается разобраться в том, как работает теневой флот. Они базируются не в Женеве, а в Гонконге или Дубае. Многие никогда не имели дело с этим товаром раньше. Глобальная энергетическая система становится все более рассредоточенной, разделенной и рискованной.

Европейские запреты
Экспорт сырой нефти из РФ

Потребность России в этой альтернативной цепочке поставок, существовавшая с начала конфликта, стала более острой после 5 декабря, когда вступил в силу очередной пакет запретов. Эти меры запрещают европейский импорт морской нефти и позволяют российским судам пользоваться услугами западных логистических и страховых компаний только в том случае, если стоимость их груза ниже 60 долларов за баррель. Дополнительные санкции в отношении дизельного топлива и других продуктов переработки вступят в силу 5 февраля, что сделает новые альтернативные каналы еще более важными.

The Economist поговорил с рядом посредников на нефтяном рынке и изучил данные по всей цепочке поставок, чтобы оценить влияние санкций и понять, что будет дальше. Мы обнаруживаем, к огорчению Запада и облегчению России, что новая «теневая» транспортная и финансовая инфраструктура надежна и обширна. Вместо того, чтобы исчезнуть, серый рынок готов расшириться, когда будет реализован следующий раунд санкций.

Переливчатые оттенки серого

Экспорт России пострадал после первого залпа Европы в декабре. Однако два месяца спустя они восстановились до уровней, которые в последний раз наблюдались в июне. Объем нефти, транспортируемой по морю, который имеет тенденцию расти, когда рынок стабилизируется, вернулся к норме.

Как и ожидалось, Китай и Индия забирают большую часть баррелей, на которые распространяется эмбарго. Но есть сюрприз: подскочил объем грузов с неизвестным направлением. Российская нефть, которую когда-то было легко отследить, теперь распространяется по более теневым каналам.

В некоторых сделках до сих пор используются те же греческие грузоотправители, британские страховщики, а также голландские и японские банки, которые долгое время правили отраслью. Этот канал выживает благодаря ценовому потолку, установленному Западом. В декабре, когда европейские компании приостановили работу с документами, доля импортируемой ими западно-российской нефти рухнула с 60% до 13%. Юридическая волокита завершена, доля восстановилась до 36%. Но, похоже, снова упадет. С 1 января крупнейшие мировые перестраховщики, страхующие страховщиков, приняли решение больше не страховать перевозки из российских портов. У западных страховщиков теперь нет другого выбора, кроме как выйти из бизнеса или переложить дополнительные расходы, связанные с повышенным риском.

На другом конце спектра находится «черная» торговля, испытанная такими производителями, как Иран и Венесуэла. Разбитые танкеры полувековой давности плывут к тайным клиентам с отключенными транспондерами.

Их переименовывают и перекрашивают, иногда по нескольку раз в пути. Они часто проходят через загруженные терминалы, где их сырая нефть смешивается с другой, что затрудняет их обнаружение. Недавно несколько огромных танкеров, ранее стоявших на якоре в Персидском заливе, были замечены, принимая грузы с более мелких российских судов у берегов Гибралтара.

Оман и Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ), импортировавшие за первые десять месяцев 2022 года больше российской нефти, чем за предыдущие три года вместе взятые, похоже, смешали и перепродали часть нефти в Европу. Малайзия экспортирует в Китай в два раза больше нефти, чем может произвести. Большая часть его, вероятно, иранская, но наблюдатели за кораблями подозревают, что туда пробралось и несколько российских бочек.

Поскольку российские фирмы по-прежнему могут легально продавать нефть большей части мира, этот канал кажется излишне утомительным. Доля экспорта, проходящего через него, хоть и растет, но невелика. Вместо этого большая часть российской нефти проходит через «серые» каналы, которые не признают ценовой потолок, но не являются незаконными, поскольку используют незападную логистику и доставляют в страны, не поддерживающие эмбарго.

Эта непрозрачная, рассредоточенная инфраструктура опирается на три основных столпа: новый пул торговцев, обширный и растущий танкерный флот и новые источники финансирования.

Раньше российскую нефть продавали за границу торговые подразделения российских производителей, крупных западных нефтяных компаний и швейцарские торговцы сырьевыми товарами. В основном они базировались в Женеве. Но многие из бывших, кажется, переехали в более дружественные места. Робин Миллс из консалтинговой компании Qamar Energy считает, что с начала санкций в Дубае открылись более 30 российских торговых компаний, причем некоторые из них под новыми именами. Когда западные трейдеры ушли, появились новички, которые начали продавать в Индию, Шри-Ланку, Турцию и другие страны. Большинство из них никогда не торговали российской нефтью, да и вообще какой-либо нефтью; инсайдеры подозревают, что большинство из них являются прикрытием для российских государственных компаний.

Ржавая флотилия
Мировые продажи подержанных нефтяных танкеров

Именно эта любопытная «компания» управляет разросшимся «серым» флотом. С тех пор, как ЕС впервые рассмотрел вопрос о санкциях в отношении логистики, рынок подержанных танкеров резко вырос. В прошлом году почти 200 судов для перевозки сырой нефти перешли из рук в руки, что примерно на 55% больше, чем в 2021 году, согласно данным корабельного маклера SSY.

Большинство из них были танкерами «Афрамакс» и «Суэцмакс»: с максимальной вместимостью 1 миллион баррелей, это единственные суда, достаточно маленькие, чтобы заходить в российские порты. Спрос на Aframaxes был настолько высоким, что некоторые из них недавно были проданы за 35 миллионов долларов — это средняя цена, которую Китай заплатил в прошлом году, чтобы купить гораздо более крупные VLCC, которые могут нести до 2 миллионов баррелей.

Флот, который Россия предположительно использует для обхода санкций, может насчитывать 360 с лишним судов, что эквивалентно 16% мировых запасов танкеров для сырой нефти.

Если бы даже все западные корабли отказались от российской нефти, теневого флота все равно было бы достаточно, чтобы поддерживать экспорт нефти из России на нынешнем уровне, говорит Рейд Л'Энсон из информационного агентства Kpler.

При этом, многим кораблям более двух десятков лет, и они совершают очень дальние путешествия. В то время как нефть доставляется из Черного моря в Европу менее чем за неделю, в Китай она доставляется за 45 дней.

По мере разрастания этого бизнеса, новым посредникам пришлось искать финансистов для финансирования и страхования своих операций. Возможность держать миллионы баррелей, не вкладывая капитала, используя почти неограниченные кредитные линии в крупнейших мировых банках, уже давно является ключевым элементом торговли нефтью. В случае с российской нефтью, от которой сейчас сторонятся западные банки, это уже невозможно. Вместо этого теневая торговля, по-видимому, подпитывается кредитом от российского государства, а посредники платят за груз только после получения выручки. Все чаще банки в странах Персидского залива также подписывают чеки. Местные думают, что они вступили в игру, когда в ноябре adnoc, государственный энергетический гигант ОАЭ, начал получать российскую нефть.

Со страхованием сложнее. Грузоотправителям нефти нужно не просто защищать свой груз и суда. Портовые власти, контролирующие такие проходы, как пролив Босфор, также требуют защиты и страхования возмещения убытков (P&I) в отношении стоимости вреда, который суда могут причинить людям, имуществу или природе. Ответственность за разлив нефти может быть настолько велика, что 90% мирового покрытия P&I обеспечивается клубами судовладельцев, в основном в Лондоне, которые объединяют страховые взносы. По словам Ульриха Кадоу из Allianz, немецкой страховой компании, за пределами Запада ни один частный рынок не обладает достаточными возможностями для расширения подобных страховочных сетей.

Но и здесь были найдены решения. С декабря российские фирмы, зачастую новички в судоходном бизнесе, стали страховать грузы и суда. Часть страхового покрытия P&I достаточно сомнительного качества, вероятно, предлагает российское государство. Страховые эксперты подозревают, что некоторые порты, обслуживающие страны, потребляющие российскую нефть, — в частности, Индия — снизили уровень страхового покрытия, которым должны обладать прибывающие танкеры.

И нашим и вашим

Серой торговле есть куда расти. Китай и Индия могут покупать больше российской нефти: их резервуары для хранения остаются заполненными менее чем на две трети, по данным компании Kayrros, занимающейся сбором данных, что позволяет предположить, что большая часть того, что они покупают, перерабатывается и перепродается (некоторая часть в Европу), а не прячется.

3 января Китай увеличил свои квоты на экспорт рафинированной нефти почти на 50% по сравнению с прошлым годом, отмечает Джованни Серио из Vitol, возможно, в качестве прелюдии к закупке большего количества нефти в России и продаже нефтепродуктов за границу.

Свободные мощности для хранения
Уровни хранения сырой нефти, % от ёмкости

Стимулы к соблюдению ценового предела также могут ослабнуть. В декабре Владимир Путин издал указ о запрете продаж компаниям, поддерживающим ценовой потолок. В указе есть определенные исключения, оставляющие возможности для продажи. Указ вступает в силу 1 февраля, и он, все же, может заставить некоторых покупателей передумать.

Повышение цен изменит картину более радикально. Сегодня Brent, международный эталон сырой нефти, торгуется на уровне 86 долларов за баррель по сравнению со средним показателем в 100 долларов в прошлом году. Слабая позиции России на переговорах и высокая стоимость фрахта означают, что ее нефть марки Urals стала продаваться со скидкой еще до того, как вступил в силу предел цен. В результате баррель нефти марки Urals, поставляемой с запада России и составляющей большую часть ее экспорта, продается по цене ниже предельной цены в 60 долларов. Эта опция облегчает жизнь любому, кто хочет соблюдать правила.

Тем не менее, многие аналитики считают, что восстановление китайского спроса в сочетании со слабыми инвестициями в новые поставки нефти может привести к тому, что Brent вернется к 100 долларам во второй половине 2023 года. При таком сценарии цена на нефть марки Urals также подскочит. Некоторые покупатели скорее обратятся к теневой торговле, чем столкнутся с головной болью соблюдения требований.

Следующий раунд санкций в отношении нефтепродуктов также даст значительный импульс серой торговле. В декабре Европа закупала 1 млн баррелей дизельного топлива и других чистых дистиллятов в день, что составляет 55% экспорта России. Теперь России придется искать новых покупателей. Китай и Индия имеют небольшой спрос на нефтепродукты, а мировой рынок фрагментирован. Поэтому лучшим выбором для России могут быть небольшие рынки Бразилии и Мексики, где их поставки будут сокращаться по мере того, как Америка будет больше экспортировать в Европу. Тем не менее, флот для перевозки таких продуктов невелик, и дальние поездки усугубят дефицит. Все это говорит о том, что Россия не сможет продать большую часть своей переработанной нефти и вместо этого попытается «протолкнуть» как можно больше сырой нефти на серый рынок.

Для России расширение серой торговли имеет преимущества. Она выводит большую часть своей экспортной машины из-под контроля западных посредников. И это делает ценообразование менее прозрачным. Западные оценки цен на нефть марки Urals, основанные на нескольких фактических сделках, с трудом отслеживают затраты. Данные индийской таможни за ноябрь — последние доступные — показывают, что страна покупала нефть с гораздо меньшими скидками, чем те, о которых сообщалось в то время, отмечает бывший российский нефтяной руководитель. Посредники с серого рынка, которые берут на себя такие расходы, как фрахт, предлагают канал для перекачки денег на счета офшорных компаний, что усложнит дальнейшее отслеживание потоков.

Стоит отметить, что уклонение России от санкций будет иметь неприятные побочные эффекты для остального мира.

Одним из них будет дальнейшее разделение торговли нефтью по четким геополитическим линиям. В декабре несколько крупных западных компаний, в том числе ExxonMobil и Shell, заявили, что больше не будут арендовать танкеры, перевозившие российскую нефть, вынудив владельцев принять чью-либо сторону. Другой эффект будет заключаться в том, что торговля нефтью становится всё более рискованным бизнесом. Растущий объем мировых запасов нефти переправляется фирмами без репутации на стареющих судах, которые совершают более длительные и опасные путешествия, чем когда-либо прежде. Если они станут причиной аварии, может так случиться, что страховщики не захотят или не смогут покрыть ущерб.

У государств, поддерживающих Украину, есть свои причины сторониться от российской нефти. Но это не убережет их от того, что в ближайшее время обломки могут приплыть к их берегам.

Источник: The Economist

Реклама
Реклама
АО ГТ ЭНЕРГО
Реклама
Реклама
ООО ПО ХИМЦЕНТР
Реклама
Реклама
ООО ПЕРМЬТЕХСПЕЦ
Реклама
Реклама
ООО ПО ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКИЙ ЗАВОД
Реклама
Реклама
НАНО ДПО МИР
Реклама
Реклама
ООО ОЗЭУ (ОЗЕРСКИЙ ЗАВОД ЭНЕРГОУСТАНОВОК)

Новости

Компании на карте

img

Вопросы и ответы

Продление экспертного заключения "Газпрома" по ДТОиР

Мы писали заявку на продление разрешительного документа на ДТОиР в декабре 2018 года, нам тоже отказали. Почему отказали я не смог выяснить. Заказчик ...

Сертификация в СДС ИНТЕРГАЗСЕРТ продукция и СМК

Никто не обещал, что сертификация в СДС ИНТЕРГАЗСЕРТ - это легко и бюджетно! Если вы хотите поставлять продукцию в "Газпром" - никуда не ден...

Сертификация строительных работ (услуг) в СДС ИНТЕРГАЗСЕРТ

Да вот непонятно, отменили или нет. Я создал новую тему по этому поводу....

Продление экспертного заключения "Газпрома" по ДТОиР

Мы писали заявку на продление разрешительного документа на ДТОиР в декабре 2018 года, нам тоже отказали. Почему отказали я не смог выяснить. Заказчик ...

Реклама
Реклама
НАНО ДПО МИР
Реклама
Реклама
ООО ПО РЕМАРМ
Реклама
Реклама
ООО ПО ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКИЙ ЗАВОД