Большой Баннер

Насколько жизнеспособно арктическое судоходство?

The Economist анализирует перспективы коммерческого судоходства по Северному Морскому Пути, в который Россия интенсивно инвестирует средства и усилия. Перевод оригинала статьи на русский язык.

Ключевые судоходные пути находятся под давлением. Семь из десяти крупнейших судоходных компаний мира приостановили транзит через Красное море, где хуситы атакуют коммерческие суда. В результате гораздо меньше судов используют Суэцкий канал и короткий путь из Индийского океана в Средиземное море.

Объем коммерческого судоходства через Панамский канал, соединяющий Атлантический и Тихий океаны, сократился на 30% с ноября после того, как его поразила сильная засуха, понизив уровень воды.

По данным Freightos, онлайн-сервиса фрахта грузовых перевозок, спотовая ставка на отправку 40-футового контейнера из Китая в Северную Европу выросла на 283% с начала декабря.

При этом для коммерческого судоходства на дальние дистанции существуют заманчивые альтернативы: ряд маршрутов, которые могут сократить продолжительность путешествий до 40% даже по сравнению с маршрутом через Суэцкий канал.

Но есть загвоздка: Северный морской путь (СМП), Северо-Западный проход (СЗП) и Трансполярный морской путь (ТМП) пересекают океан, покрытый льдом.

Так может ли Арктика стать жизнеспособным вариантом для коммерческого судоходства?

Всё больше уверенности, что может. Но по достаточно тревожной причине.

Арктика нагревается в четыре раза быстрее, чем планета в целом. С 1978 года ледяной покров сокращался примерно на 78 000 квадратных километров в год. В июне 2023 года исследование журнала Nature Communications предположило, что первое безледное лето в Арктике может наступить уже в 2040-х годах, даже если мир значительно сократит выбросы парниковых газов.

По мере того, как лед становится тоньше, а технологии судоходства в холодной воде развиваются, арктические воды станут более доступными для судоходства.

Они уже сейчас становятся более загруженными, хотя и в сравнении с низкой базой. Самый популярный маршрут судоходства в Арктике — СМП, который контролируется Россией.

Объемы торговли по этому маршруту увеличились на 755% в период с 2014 по 2022 год. Россия намерена увеличить грузопоток к 2035 году в десять раз по сравнению с уровнем 2022 года.

В октябре Россия объявила о создании совместного предприятия с DP World, эмиратской логистической компанией, с целью развития арктических контейнерных перевозок. В том же месяце китайская фирма NewNew Shipping Line завершила свой первый рейс туда и обратно по арктическому маршруту между Шанхаем и Санкт-Петербургом.

Однако судоходство в Арктике остается незначительным в мировых масштабах. В 2022 году в Арктику зашло менее 1700 судов. Для сравнения: более 23 000 прошли через Суэцкий канал и 14 000 через Панамский канал.

Судоходство по северным маршрутам остается сезонным: большая часть рейсов совершается летом. На СЗП больше льда, чем на СМП, и поэтому он привлекает меньше трафика. Судоходство по ТМП может осуществляться только тяжелыми ледоколами до тех пор, пока лед не растает в достаточной степени.

Все это не дает страховщикам расслабиться. Плохое картографирование в сочетании с экстремальной и плохо прогнозируемой погодой увеличивает вероятность происшествий.

А экономия времени сомнительна. Согласно исследованию, опубликованному в апреле 2023 года в другом журнале, Geophysical Research Letters, задержки из-за морского тумана составляют 23–27% времени плавания по СЗП и 4-11% по СМП.

Арктическая навигация требует опыта и специализированных судов. И то, и другое имеет свою цену.

Растущая геополитическая напряженность также будет препятствовать трансарктическому судоходству, по крайней мере, в среднесрочной перспективе. Суда должны иметь разрешение российских властей на плавание по СМП, а сейчас им почти не пользуются западные суда. Канада и Америка расходятся во мнениях относительно правил транзита по СЗП. Но можно предположить, что в конце концов, по мере дальнейшего нагревания Арктики и открытия международных вод вдоль ТМП, политическая борьба может стать менее важной.

Экологическая обеспокоенность по поводу судоходства в Арктике, напротив, будет только расти. В 2021 году Международная морская организация, агентство ООН, приняла запрет на использование мазута в Арктике, как и в Антарктике, который вступит в силу в 2029 году. Это, как надеется организация, снизит риск разливов нефтепродуктов и вредных загрязнителей. Загрязнение воздуха, воды и шум от судоходства угрожают местным видам флоры и фауны и местному населению, зависящему от них. Некоторые компании приняли решение не отправлять свои грузы через этот регион по экологическим соображениям.

Арктике будет трудно конкурировать с устоявшимися судоходными путями. Экстремальные сезонные погодные условия ограничивают возможности коммерческого судоходства. Но по мере сокращения ледяного покрова его воды станут более загруженными, и, в частности, Россия будет использовать их всё активнее.

Источник: The Economist

(VIP) АО ГТ ЭНЕРГО
(VIP) ООО ПО ХИМЦЕНТР
ООО ПЕРМЬТЕХСПЕЦ
ООО ПЕНТРИМАКС
Новостной Телеграм-канал
ООО ОЗЭУ (ОЗЕРСКИЙ ЗАВОД ЭНЕРГОУСТАНОВОК)

Новости

Компании на карте

img

Вопросы и ответы

Продление экспертного заключения "Газпрома" по ДТОиР

Мы писали заявку на продление разрешительного документа на ДТОиР в декабре 2018 года, нам тоже отказали. Почему отказали я не смог выяснить. Заказчик ...

Сертификация в СДС ИНТЕРГАЗСЕРТ продукция и СМК

Никто не обещал, что сертификация в СДС ИНТЕРГАЗСЕРТ - это легко и бюджетно! Если вы хотите поставлять продукцию в "Газпром" - никуда не ден...

Сертификация строительных работ (услуг) в СДС ИНТЕРГАЗСЕРТ

Да вот непонятно, отменили или нет. Я создал новую тему по этому поводу....

Продление экспертного заключения "Газпрома" по ДТОиР

Мы писали заявку на продление разрешительного документа на ДТОиР в декабре 2018 года, нам тоже отказали. Почему отказали я не смог выяснить. Заказчик ...

ООО ПКБ ИТО
ООО ОЗЭУ (ОЗЕРСКИЙ ЗАВОД ЭНЕРГОУСТАНОВОК)
НАНО ДПО МИР