Реклама
Реклама
Единый Реестр подрядчиков, поставщиков, оборудования и материалов для групп «Газпром» и «Транснефть» на 2021–2022 годы
Реклама
Реклама
Онлайн-календарь «Нефтегазовая промышленность в днях рождения» - 2021

Россия зарабатывает миллиарды долларов, используя лазейку в потолке цен

Financial Times утверждает, что Россия, завышая стоимость доставки, умудряется зарабатывает на продаже нефти больше денег, даже несмотря на ценовой потолок. Полный текст статьи в переводе на русский язык.

Согласно анализу Financial Times, завышенная стоимость доставки позволяет российским компаниям зарабатывать на продаже сырой нефти в Индию гораздо больше, чем считалось ранее. Издание предполагает, что выгода могла составить более 1 миллиарда долларов за один квартал.

До недавнего времени всем казалось, что Россия соблюдает на этом маршруте ограничения запада, направленные на лимитирование её доходов. Ведь компании продавали нефть в Индию по цене ниже 60 долларов за баррель.

Но когда проанализировали ситуацию с учетом стоимости фрахта, выяснилось, что и продавцы, и трейдеры, с которыми они работают, взимают гораздо более высокую стоимость за транспортировку.

Анализ FT судов, курсирующих напрямую из балтийских портов России в Индию, показывает, что эта завышенная цена в сочетании с оплатой, полученной за доставку нефти танкерами, связанными с Россией, могла составить 1,2 миллиарда долларов за последние 3 месяца.

Бенджамин Хильгеншток, академик Киевской школы экономики, которая занимается изучением механизмов уклонения от ценового потолка, прокомментировал: «Завышенные логистические расходы являются серьезной проблемой, поскольку они фактически создают лазейку в ценовом потолке, благодаря которой можно дополнительно прокачать миллиарды долларов».

Джеймс Клеверли, министр иностранных дел Великобритании, сказал: «Неудивительно, что Россия пытается всё более отчаянно и нечестно смягчить влияние ограничения нефтяных цен, которое, с момента введения, серьезно влияет на доходы от продажи нефти. Но те, кто помогает России, должны знать, что Великобритания будет продолжать действовать вместе с нашими партнерами для обеспечения соблюдения этой меры».

Предельная цена, установленная G7, предназначена для сохранения поставок российской нефти на рынок при одновременном сокращении доходов России от её продажи. Но ограничение на цену покупки, которое обязаны соблюдать и покупатели, и судовладельцы, и страховщики из стран-участниц, не предполагает никаких лимитов в отношении стоимости фрахта.

Таможенные отчеты показывают большой спред между ценой нефти при отгрузке в России и при получении в Индии

Таможенные отчеты, выпущенные в России с декабря по конец июня, показывают, что средняя цена на сырую нефть, отправляемую в Индию из российских балтийских портов, составляла около 50 долларов за баррель. Это удержало продажи на уровне ценового лимита, который применяется к так называемой цене «франко-борт» (FOB) или стоимости нефти в порту погрузки.

Но данные индийской таможни показывают, что цены, фактически уплачиваемые в Индии после доставки — так называемая цена «стоимость, страхование и фрахт» (CIF) — за тот же период составляли 68 долларов. Это существенно ниже мирового уровня, который в среднем составлял около 79 долларов за баррель в этот период, однако добавляет 18 долларов за баррель по пути из России в Индию.

Данные ценового агентства Argus также указывают на большой спред. По оценкам Argus, с начала сбора данных в феврале средняя премия в цене нефти марки Urals по пути из России в Индию составляла примерно 14,90 баррель. Это превышает оценки Argus относительно фактической стоимости доставки, которая в среднем должна составлять около 9 долларов за баррель.

Представитель индийской государственной нефтяной компании, купившей часть этой нефти, сообщил FT, что индийские покупатели оплачивают нефть с учетом стоимости доставки. Чиновник сказал, что стоимость фрахта никогда не является предметом переговоров.

Объем поставок российской сырой нефти в Индию превысил 60 млн баррелей в месяц

Таким образом, дополнительная надбавка к цене, вероятно, была получена продавцами нефти. По данным аналитической компании Kpler, производители нефти «Лукойл» и «Роснефть» осуществляют прямые продажи индийским НПЗ. В других случаях продажей занимаются торговые компании, возникшие в прошлом году и имеющие тесные связи с несколькими российскими нефтяными компаниями.

По оценкам Kpler, с мая по июль Россия переправила 108 млн баррелей из Балтийского моря в Индию на 134 судах, а Argus в этот момент зафиксировал ценовой спред в среднем 17 долларов за баррель, после поправки на временной лаг между отправкой и доставкой грузов.

Коммерческие ставки на отгрузку в тот момент, по данным Argus, в среднем составляли 9 долларов за баррель, что позволяет предположить, что в результате завышения цен может образоваться дополнительно около 800 миллионов долларов.

Хильгеншток прокомментировал: «Если российские нефтяные компании и трейдеры идут на подобные договоренности, мы должны предполагать, что часть спреда получает Россия — независимо от того, принадлежат ли ей танкеры, перевозящие нефть».

Россия действительно имеет отношение к танкерному флоту. Из 134 судов, которые, по данным Kpler, перевозили российскую нефть в Индию с мая по июль, FT удалось напрямую связать 23 из них с российскими организациями посредством страховки, прав собственности или документами на владение.

Большинством из них управляет компания Sun Ship Management, попавшая под санкции Великобритании и ЕС за связь с «Совкомфлотом», гигантским российским государственным танкерным флотом.

Лазейка потенциальной стоимостью в миллиарды долларов

FT выявила еще 26 «призрачных» судов, купленных их нынешними владельцами сразу после введения ограничений. Их владельцы неизвестны и скрываются за подставными компаниями, в основном на Маршалловых островах и в Либерии, но все они резко переключились на российские нефтяные маршруты сразу, как только приобрели танкеры, часть их которых была ранее связана с Россией.

За три месяца, с апреля по июнь, около 40% нефти, отгруженной с Балтики, было перевезено связанным с Россией флотом. Оценки стоимости фрахта, рассчитанные Argus, подразумевают, что этот флот мог получить более 350 млн долларов дохода на маршруте за квартал.

Если добавить 800 млн долларов, на которые были завышены сборы, это означает, что российские организации могли тайно получить за этот период выручку на миллиард долларов больше, чем предполагалось ранее.

В настоящее время на Индию приходится около четверти российского экспорта сырой и рафинированной нефти. По данным Международного энергетического агентства, за эти три месяца мировой экспорт нефти из России составил 39 миллиардов долларов.

Сохранение цены в балтийских портах ниже ценового предела позволило России также использовать суда с западной страховкой. Более половины судов на маршруте в течение этого квартала были застрахованы G7, 46 из них управлялись Грецией.

Греческие компании, управляющие судами, в июле сошли с маршрута Россия — Индия

Однако количество западных судов сокращается — вследствие роста мировых цен на нефть на 15% в прошлом месяце почти до 85 долларов за баррель. Это подняло и российские цены, приблизив их к потолку. По оценке Argus, средние котировки в Приморске, крупном балтийском порту, в прошлом месяце превысили 60 долларов.

Из-за этого компаниям, связанным с Западом, становится труднее перемещать нефть, соблюдая при этом ограничения. В результате в июле с рынка перевозок российской нефти внезапно начали уходить судовладельцы из Греции.

Международное энергетическое агентство (МЭА) заявило в пятницу, 11 августа, что доходы России от экспорта нефти в июле достигли самого высокого уровня с момента введения ограничений, даже без учета завышенных транспортных расходов.

Однако более высокие цены также могут отпугнуть покупателей. Представитель индийской нефтяной компании сообщил FT, что теперь скидка составляет всего от 2 до 10 долларов за баррель.

«Индийский импорт сейчас может сократиться, поскольку скидки не такие интересные, — сказала Амрита Сен из Energy Aspects. — Банки импортёров также начинают беспокоиться, поскольку есть признаки того, что большинство грузов торгуется выше предельной цены».

Источник: Financial Times

Реклама
Реклама
ООО ВОЛЬТ-СПБ
Реклама
Реклама
ЗАО ОМЗИТ(ОМСКИЙ ЗАВОД ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ)
Реклама
Реклама
ООО ЛИТАС
Реклама
Реклама
ООО ЗАВОД ГОРЭЛТЕХ
Реклама
Реклама
Новостной Телеграм-канал
Реклама
Реклама
ООО НПП БУРКРАФТ

Новости

Компании на карте

img

Вопросы и ответы

Продление экспертного заключения "Газпрома" по ДТОиР

Мы писали заявку на продление разрешительного документа на ДТОиР в декабре 2018 года, нам тоже отказали. Почему отказали я не смог выяснить. Заказчик ...

Сертификация в СДС ИНТЕРГАЗСЕРТ продукция и СМК

Никто не обещал, что сертификация в СДС ИНТЕРГАЗСЕРТ - это легко и бюджетно! Если вы хотите поставлять продукцию в "Газпром" - никуда не ден...

Сертификация строительных работ (услуг) в СДС ИНТЕРГАЗСЕРТ

Да вот непонятно, отменили или нет. Я создал новую тему по этому поводу....

Продление экспертного заключения "Газпрома" по ДТОиР

Мы писали заявку на продление разрешительного документа на ДТОиР в декабре 2018 года, нам тоже отказали. Почему отказали я не смог выяснить. Заказчик ...

Реклама
Реклама
ООО НПП БУРКРАФТ
Реклама
Реклама
ООО КАСКАД
Реклама
Реклама
ООО НГ-ЭНЕРГО