Реклама
Реклама
Онлайн-календарь «Нефтегазовая промышленность в днях рождения» - 2021
Реклама
Реклама
Единый Реестр подрядчиков, поставщиков, оборудования и материалов для групп «Газпром» и «Транснефть» на 2021–2022 годы

Геополитика новых арктических морских путей

Перспективы Северного Морского Пути по версии издания Foreign Policy. Ситуация на Ближнем Востоке делает этот маршрут всё более привлекательным. Но от этого он не становится менее коварным.

Поскольку йеменские повстанцы-хуситы при поддержке Ирана все еще обстреливают коммерческие суда в Красном море, движение там сократилось почти на 60% по сравнению со спокойными временами. А для тех западных кораблей, которые осмелились совершить путешествие в эту зону, стоимость страховки при транзите через Баб-эль-Мандебский пролив взлетела до небес.

В Норвегии, владеющей пятым по величине торговым флотом в мире и крупнейшим пулом взаимного страхования от военных рисков, цены выросли в 100 раз с момента начала атак хуситов в октябре 2023 года, примерно до 1% стоимости судна при каждом проходе через Красное море, сообщил Аудун Халворсен, директор департамента по чрезвычайным ситуациям Норвежской ассоциации судовладельцев.

Ближневосточные маршруты обходятся дорого

Растущие издержки и опасность подвергнуться ударам беспилотников и ракет хуситов побудили некоторых грузоотправителей рассматривать Арктику как альтернативу, по мере того, как таяние льдов начинает открывать новые возможности мореплавания по Северному морскому пути.

Северный морской путь, простирающийся от Баренцева моря у границы России с Норвегией до Берингова пролива между Сибирью и Аляской, на протяжении веков рассматривался крупными военно-морскими державами как возможный короткий путь для морских путешествий между Европой и Азией. Но лёд, суровый арктический климат и крайняя удаленность делали подобные амбиции неосуществимыми.

Но сегодня изменение климата в Арктике происходит в четыре раза быстрее, чем где-либо еще на планете, а массовое таяние льда в регионе из-за глобального потепления привело к масштабным спекуляциям на тему того, что этот маршрут станет коммерчески жизнеспособным в самом ближайшем будущем.

На первый взгляд, движение на север выглядит многообещающим. Длина маршрута между некоторыми частями Европы и Азии составляет около 8 000 миль по сравнению с примерно 13 000 миль по маршруту через Суэцкий канал. Возможность сократить путь корабля примерно на 5000 миль означает гораздо более короткое время в пути — серьёзное преимущество в современном мире онлайн-торговли и доставки на следующий день.

Но здесь, в Норвегии, где солнце в течение следующих трёх месяцев будет светить весь день и всю ночь, чиновники и эксперты скептически относятся к тому, что этот маршрут станет жизнеспособным в ближайшее время.

«Короткий ответ: жизнеспособность близка к нулю, — сказал Халворсен. — Это нереальная альтернатива в обозримом будущем».

Коварные воды

С чего такой пессимизм? Это следствие сочетания великодержавной политики и коварной местности.

По словам Халворсена, российские власти контролируют большую часть Северного морского пути — около 70 процентов Арктики — и суда, желающие использовать этот маршрут, должны получить разрешение россиян и заплатить им транзитные сборы.

Учитывая нынешние отношения между многими западными странами и Россией на фоне конфликта на Украине, это представляет собой очевидную проблему.

К тому же, воды вблизи береговой линии — наиболее безопасные для судоходства — очень мелкие, а это означает, что грузоотправителям придется сократить свой тоннаж и использовать суда меньшего размера, чем контейнеровозы, или уходить глубже в море, где погода намного более суровая.

Возможностей для переброски в этот район поисково-спасательных катеров очень мало. Если бы такое судно, как Ever Give — контейнеровоз длиной 1300 футов, который сел на мель в 2021 году и заблокировал на 6 дней движение в Суэцком канале (взорвав социальные сети) — застрял здесь, то спасти его, скорее всего, не удалось бы.

Более удачливые экипажи могут быть эвакуированы на вертолёте. А неудачники рискуют стать пищей для белых медведей.

Кроме того, судоходным компаниям понадобятся крепкие суда, чтобы противостоять толстому арктическому льду, и это увеличит расходы на перевозку. А как только в августе полуночное солнце зайдет, Полярный круг на следующие полгода погрузится в 24-часовую тьму.

Даже несмотря на то, что в настоящее время на таяние ледяных щитов приходится более четверти повышения уровня моря, эксперты утверждают, что условия в Арктике за последнее десятилетие стали даже более сложными, чем раньше.

«Из-за расстояний, погоды, темноты и дрейфующих льдин предсказуемость движения по этому маршруту настолько низкая, что она не стоит экономии времени по сравнению с Суэцем или Африкой», — добавил Халворсен.

Всему есть границы

По мнению экспертов, Китай в любом случае может быть заинтересован в попытке пройти транзитом по Северному морскому пути, чтобы продемонстрировать свой растущий статус великой державы. Однако это может стать проверкой границ «безграничной» дружбы Китая и России.

Пекин даже разработал свою собственную арктическую стратегию, направленную на расширение своего военного потенциала в регионе, развитие инфраструктуры и участие в усилиях по управлению, реализация которой была приостановлена с началом конфликта России и Украины два года назад.

А возможно, Китай просто опасается заходить слишком далеко, особенно потому, что Россия по-прежнему рассматривает этот регион как свой стратегический тыл.

«Если Китай будет слишком сильно давить на Россию в Арктике, я думаю, русские отнесутся к этому очень скептически», — прокомментировал Джо Инге Беккеволд, старший научный сотрудник по Китаю Норвежского института оборонных исследований (IFS) и бывший норвежский дипломат.

«Главный стратегический актив России сегодня — Северный флот в Арктике. И это одна из областей, где, я думаю, они хотели бы держать Китай на определенном расстоянии».

Вашингтонский аналитический Центр стратегических и международных исследований в прошлом году сообщил, что у России есть три основные базы в регионе, 13 аэродромов и 10 радиолокационных станций. А база подводных лодок Северного флота в Гаджиево находится всего в 125 милях от финской границы, которая сейчас является территорией НАТО.

«Внимание России к Крайнему Северу остается пристальным, — сказала Катажина Зиск, научный сотрудник IFS. — Северный флот по-прежнему способен выполнять свои основные задачи».

Осторожные шаги

На данный момент Китай предпринимает очень осторожные и тщательно выверенные шаги по расширению своего влияния в Арктике. По словам экспертов, единственными китайскими проектами, которые на данный момент получили значительную поддержку в Арктике, являются газовые буровые установки на полуострове Ямал в России.

В 2022 году ни одно китайское судно не прошло Северным морским путем, сообщил Хенрик Сталхане Хийм, доцент IFS, отслеживающий активность Китая в регионе. У Китая есть исследовательская станция на Шпицбергене, самом северном архипелаге Норвегии недалеко от Северного полюса, но последние четыре года после пандемии COVID-19 там в основном царило затишье. И ни один корабль ВМС Китая никогда не пересекал Полярный круг, сказал Хийм.

Но даже для Китая самая большая проблема связана с экономической целесообразностью.

Большая часть китайского экспорта поступает из южных провинций страны, таких как Гуандун, обеспечивающих более легкий доступ к морским путям типа Суэца, вместо северных маршрутов. Для Китая это не «плыть короче, а плыть длиннее», — сказал Беккеволд об использовании Северного морского пути.

«Потому что если вы плывете из Шанхая через Индийский океан, через Суэц, то окажетесь в Триесте в Италии или в Пирее в Греции, и получится быстрее, чем по Северному морскому пути».

В мире судоходства, где важна предсказуемость, задержка на один или два дня может привести к значительному росту затрат.

На данный момент Китай договорился о значительной страховой скидке при транспортировке своих грузов через Красное море, чтобы защитить свои корабли, даже несмотря на то, что хуситы продолжают атаковать западных грузоотправителей.

Однако хроническая нестабильность на Ближнем Востоке лишь продолжает делать в глазах новой мировой сверхдержавы арктические морские пути всё более привлекательными, какими бы коварными они ни были.

Источник: Foreign Policy

Реклама
Реклама
ФКП ПЕРМСКИЙ ПОРОХОВОЙ ЗАВОД
Реклама
Реклама
ООО ПЕРМЬТЕХСПЕЦ
Реклама
Реклама
Единый Реестр подрядчиков, поставщиков, оборудования и материалов для групп «Газпром» и «Транснефть»
Реклама
Реклама
ООО ЗАВОД НЕФТЕГАЗОВОЙ АППАРАТУРЫ АНОДЪ
Реклама
Реклама
ООО ЭНЕРГОСЕРВИС-2
Реклама
Реклама
ООО НГ-ЭНЕРГО

Новости

Компании на карте

img

Вопросы и ответы

Продление экспертного заключения "Газпрома" по ДТОиР

Мы писали заявку на продление разрешительного документа на ДТОиР в декабре 2018 года, нам тоже отказали. Почему отказали я не смог выяснить. Заказчик ...

Сертификация в СДС ИНТЕРГАЗСЕРТ продукция и СМК

Никто не обещал, что сертификация в СДС ИНТЕРГАЗСЕРТ - это легко и бюджетно! Если вы хотите поставлять продукцию в "Газпром" - никуда не ден...

Сертификация строительных работ (услуг) в СДС ИНТЕРГАЗСЕРТ

Да вот непонятно, отменили или нет. Я создал новую тему по этому поводу....

Продление экспертного заключения "Газпрома" по ДТОиР

Мы писали заявку на продление разрешительного документа на ДТОиР в декабре 2018 года, нам тоже отказали. Почему отказали я не смог выяснить. Заказчик ...

Реклама
Реклама
ЗАО ОМЗИТ(ОМСКИЙ ЗАВОД ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ)
Реклама
Реклама
АО ТРУБОПРОВОДНЫЕ СИСТЕМЫ И ТЕХНОЛОГИИ
Реклама
Реклама
ООО ИННОФОРМУЛА