- Главная страница
- Статьи
- Стареющий теневой флот перевозит российскую нефть под риском катастрофы
Стареющий теневой флот перевозит российскую нефть под риском катастрофы




Bloomberg опубликовал материал, в котором выражает опасения по поводу состояния российского теневого танкерного флота и последствий его эксплуатации. Оригинал статьи в переводе на русский язык.
Нефтяной танкер «Турба» в нормальном режиме должен был быть уже давно пущен на переплавку…
Согласно базе данных, посвященной обеспечению безопасного судоходства, 26-летнее судно не проходило полную инспекцию с 2017 года. У него также отсутствует стандартная страховка, а ходит оно под флагом страны с плохой репутацией в отношении надзора за морской безопасностью.
Но вместо того, чтобы быть отправленным на утилизацию в направлении Бангладеш, Индии или Пакистана, танкер 1997 года постройки усиленно грузит топливо в российском порту Санкт-Петербург.
Следствием санкций Европейского Союза в отношении России стало то, что Турба была зачислена в огромный теневой флот, перевозящий российскую нефть по всему миру. Его продолжающаяся эксплуатация является суровым напоминанием о том, что санкции «Большой семерки» в отношении России несут экологический риск.
Большую озабоченность вызывает то, что некоторые старые суда — а средний возраст мирового флота в настоящее время является самым высоким почти за два десятилетия — могут не подвергаться надлежащему осмотру и обслуживанию, что приводит к катастрофическим авариям в море.
«Это отложенная экологическая катастрофа, ожидающая своего часа», — утверждает Ларс Барстад, главный исполнительный директор подразделения Frontline Plc, одного из крупнейших владельцев супертанкеров.
В обычное время владельцы начинают задумываться об утилизации танкеров, когда им исполняется около 15 лет. К 20 году эксплуатации судьба корабля — продать на металлолом — обычно предрешена.
Однако прямо сейчас судовладельцы выжидают еще несколько лет, потому что на этом можно заработать.
Санкции, введенные 5 декабря против России, вынуждают суда плавать на тысячи миль дальше, повышая спрос и фрахтовые ставки.
Это никто не контролирует
Согласно данным базы по безопасности на море Equasis, по меньшей мере 40 судов, перевозивших российскую нефть в Китай и Индию в период с начала декабря по начало февраля, не имели страховки от членов Международной группы клубов P&I или стандартных сертификатов управления безопасностью. У трех, включая Турба (Turba), не было так называемой классификации, которая подтверждала бы их пригодные мореходные качества.
Турба вызывает неприятные воспоминания об одном из крупнейших разливов нефти с танкера в европейской истории. В ноябре 2002 года танкер «Престиж» разломился пополам и вылил тысячи тонн мазута на побережье Испании. Морские птицы и рыболовство были уничтожены, а пляжи в Испании и Португалии разрушены.
«Турба» — ровесница «Престижа», и, согласно данным аналитической компании Kpler, даже загружает тот же тип нефтепродуктов из того же российского порта.
Министерство транспорта России, Федеральное агентство морского и речного транспорта и Росморпорт, курирующее портовую инфраструктуру, не ответили на запросы Bloomberg. Торговый флот Испании указал, что не может контролировать деятельность за пределами своих территориальных вод.
Веские причины избавляться
Есть веские причины утилизировать танкеры к тому времени, когда им исполняется 20 лет. Часто речь идет о стоимости сохранения и эксплуатации, близкой к цене нового судна, поскольку требования к безопасности и техническому обслуживанию становятся все более обременительными.
Кроме того, есть последствия многих лет ударов волн, коррозии в соленой воде и почти постоянных нагрузок, которые приносят ущерб целостности корпуса и силовым установкам.
Старые и неизвестные
Средний возраст танкеров, владельцы которых неизвестны, февраль 2022 г. — февраль 2023 г.
Танкеры обычно проходят проверки, известные как специальные обследования, примерно раз в пять лет. К четвертому разу экономическая целесообразность продолжения эксплуатации судна резко снижается. Осмотр больших танкеров может стоить от 3 до 4 миллионов долларов, а затем примерно через 2,5 года потребуется промежуточная инспекция. Портовые власти также склонны более тщательно проверять старые суда.
Увеличение расходов и отсутствие клиентов — в обычное время — точно побудили бы владельцев продать танкеры на металлолом.
«Нужно смотреть на все — сталь, двигатель, — сказал Халвор Эллефсен, судовой брокер Fearnleys Shipbrokers UK Ltd., проработавший в отрасли почти четыре десятилетия. — Чем они старше, тем больше проблем обнаруживается».
Европейская запретная линия
ЕС, который в течение многих лет был главным покупателем российской нефти, запретил почти все морские перевозки в своем направлении и присоединился к Большой семерке, чтобы ограничить цену российской нефти на уровне 60 долларов за баррель. По-прежнему можно транспортировать российскую нефть по ценам выше потолка, но всё равно при этом будут сложности с такими услугами, как западное страхование, набор команды, классификация судов, финансирование и логистика.
Самым заметным следствием стало увеличение дальних поставок на оставшиеся у России крупные рынки в Азии и создание теневого флота танкеров, работающих вне поля видимости «Большой семерки».
Трейдеры и судоходные фирмы, осуществляющие эти сделки, часто имеют непрозрачную структуру собственности.
В прошлом году наблюдался всплеск продаж танкеров неизвестным покупателям: более 100 нефтяных и топливных танкеров перешли из рук в руки. По данным Clarkson Research Services Ltd., подразделения старейшего в мире судового маклера, за тот же период также резко сократилось количество списанных судов.
Некоторые из стареющих кораблей перевозят свои опасные грузы в открытом море, часто в международных водах у берегов Греции или испанского эксклава Сеута в Северной Африке.
«Это огромный экологический риск, — говорит Ади Имсирович, ветеран нефтетрейдинга, являющийся сейчас главой консалтинговой компании Surrey Clean Energy. — Танкеры, которые должны были быть утилизированы к настоящему времени, выполняют множество перевалок с корабля на корабль миллионов баррелей нефти без надлежащей страховки».
Улучшая стандарты
За последние несколько десятилетий танкерная отрасль в основном сократила разливы нефти
По словам Kpler, «Турба» недавно доставила Urals — флагманский сорт российской нефти — в Индию и отгрузила мазут в порту Санкт-Петербурга. Если танкер поплывет в Азию, он будет проходить по Балтийскому морю и пересекать несколько европейских береговых линий.
Согласно данным IHS Maritime, собранным Bloomberg, владельцем судна класса «Афрамакс» является компания Scoot Chartering Corp., зарегистрированная на Сейшельских островах. Последнее обследование по подтверждению его класса проводилось в 2017 году. Как показывает база данных Equasis, его класс был отозван Bureau Veritas в 2021 году.
Высокий риск
Несколько владельцев танкеров заявили, что у них нет возможности связаться со Scoot, потому что он отсутствует в корпоративном реестре Сейшельских островов.
Танкер ходит под флагом Камеруна, одной из немногих стран, занесенных в черный список в соответствии с так называемым Парижским меморандумом о взаимопонимании, международной организацией, которая продвигает и координирует безопасное судоходство. Это единственная страна из черного списка, которая также имеет статус «высокого риска».
Одобрение представителем Международной ассоциации классификационных обществ, которого, по словам Equasis, нет у Turba, означает, что международная организация инспекторов не проверила судно на предмет конструкционной прочности его корпуса, а также надёжности и функциональности его двигателя и рулевого управления.
Средний возраст мирового танкерного флота достиг 20-летнего максимума
По данным Clarkson, средний возраст танкерного флота сейчас составляет 12 лет. Почти треть судов старше 15 лет, и, по прогнозам, количество стареющих судов в ближайшие годы будет быстро увеличиваться, поясняет Свейн Мокснес Харфьелд, генеральный директор DHT Holdings, компании, занимающейся нефтяными танкерами.
Учитывая отсутствие ясности в отношении собственности, вполне вероятно, что новые операторы не обладают тем же уровнем опыта и профессионализма, которые обычно ассоциируются с российским флотом, сказал на этой неделе Бен Лакок, руководитель отдела торговли нефтью в Trafigura Group, на Саммите FT Commodities Global в Лозанне, Швейцария.
«Когда у вас есть много 17-, 18- и 19-летних судов с нефтью, проходящих через Датские проливы, набор логистических компетенций в отношении российской нефти за очень короткий период сильно меняется», — заключил он.
Источник: Bloomberg

Новости

Компании на карте

Вопросы и ответы
Мы писали заявку на продление разрешительного документа на ДТОиР в декабре 2018 года, нам тоже отказали. Почему отказали я не смог выяснить. Заказчик ...
Никто не обещал, что сертификация в СДС ИНТЕРГАЗСЕРТ - это легко и бюджетно! Если вы хотите поставлять продукцию в "Газпром" - никуда не ден...
Да вот непонятно, отменили или нет. Я создал новую тему по этому поводу....
Мы писали заявку на продление разрешительного документа на ДТОиР в декабре 2018 года, нам тоже отказали. Почему отказали я не смог выяснить. Заказчик ...