Реклама
Реклама
Онлайн-календарь «Нефтегазовая промышленность в днях рождения» - 2021
Реклама
Реклама
Единый Реестр подрядчиков, поставщиков, оборудования и материалов для групп «Газпром» и «Транснефть» на 2021–2022 годы

«Темные корабли» под тенью тайны «Северных потоков»

Спутниковые мониторы обнаружили в районе поврежденных трубопроводов два судна с отключенными трекерами в сентябре, до предполагаемых взрывов, утверждает американское издание WIRED. Оригинал статьи в переводе на русский язык.

Первые утечки на газопроводе «Северный поток — 2» в Балтийском море были обнаружены рано утром 26 сентября, в результате чего в атмосферу было выброшено до 400 000 тонн метана. Чиновники сразу же заподозрили диверсию на международном газопроводе. Новый анализ, полученный WIRED, показывает, что два больших корабля с отключенными датчиками появились в районе мест утечки за несколько дней до события. Согласно анализу компании SpaceKnow, занимающейся мониторингом спутниковых данных, два «неопознанных корабля», каждый длиной от 95 до 130 метров, прошли в нескольких милях от мест утечки «Северного потока — 2».

«Мы обнаружили несколько «темных» кораблей, то есть судов значительного размера, которые проходили через интересующую область, — говорит Джерри Яворницкий, генеральный директор и соучредитель SpaceKnow. —У них были выключены маяки, а это означало, что не было никакой информации об их перемещении, и они пытались скрыть информацию о своем местоположении и общую информацию от мира», — добавляет Яворницкий.

Открытие, сделанное путем анализа изображений с нескольких спутников, вероятно, еще больше усилит слухи о причине взрывов. Многие страны, расследующие инцидент, считают, что трубопроводы «Северный поток 1» и «Северный поток 2» были сотрясены серией взрывов, и многие подозрения направлены на Россию, однако она отрицает свою причастность.

Как только SpaceKnow обнаружила корабли, она сообщила о своих выводах официальным лицам НАТО, которые расследуют инциденты с «Северным потоком». Яворницкий говорит, что представители НАТО попросили компанию предоставить дополнительную информацию. Представитель НАТО Оана Лунгеску заявила, что не комментирует «подробности нашей поддержки или использованных источников», но подтвердила, что НАТО считает инцидент «преднамеренным и безответственным актом саботажа» и усилила свое присутствие в Балтийском и Северном морях.

Однако официальный представитель НАТО, у которого не было разрешения на публичное выступление, подтвердил WIRED, что НАТО получила данные SpaceKnow, и сказал, что спутниковые снимки могут оказаться полезными для ее расследований. По словам Яворницкого, для обнаружения кораблей компания просматривала 90-дневные архивные спутниковые снимки этого района. Компания анализирует изображения с нескольких спутниковых систем, включая платные и бесплатные сервисы, и использует машинное обучение для обнаружения объектов внутри них. Это включает в себя возможность следить за дорогами, зданиями и изменениями ландшафта.

«У нас есть 38 конкретных алгоритмов, которые могут обнаруживать военную технику», — говорит Яворницкий, добавляя, что система SpaceKnow может обнаруживать определенные модели самолетов на взлетно-посадочных полосах.

Собрав архивные изображения местности, SpaceKnow создал серию полигонов вокруг мест утечки газа. Самый маленький из них, около 400 квадратных метров, охватывал непосредственную зону взрыва, а более крупные участки занимали несколько километров. За несколько недель до взрывов SpaceKnow обнаружил 25 кораблей, проходящих через регион, от «грузовых до многоцелевых более крупных кораблей», — говорит Яворницкий. Всего на 23 из этих судов были включены транспондеры автоматической идентификационной системы (АИС). У двух не были включены данные АИС, и эти суда проходили данный район в течение нескольких дней непосредственно перед обнаружением утечек.

Согласно международному праву, большие суда обязаны устанавливать и использовать АИС. Эта система отслеживания судов была создана, чтобы помочь кораблям ориентироваться и избегать потенциальных столкновений. При включении АИС будет транслироваться название корабля, местоположение, направление движения, скорость и другая информация. Суда относительно редко выключают транспондеры АИС. Корабли, которые «уходят в тень», часто подозреваются в причастности к незаконному рыболовству или современному рабству, а официальные лица в Европе ранее расследовали суда, которые, как считается, отключили свои транспондеры AIS.

«Отключение АИС не является обычной практикой, если только у судов нет секретной военной миссии или у них есть какие-то скрытые цели, потому что Балтийское море является одним из самых загруженных морей в мире с точки зрения коммерческого движения», — говорит Отто Табунс, директор Балтийского фонда безопасности, неправительственной организации, работающей в регионе.

Табунс объясняет, что в Балтийском море есть несколько основных «артерий», по которым плывут корабли, и суда, находящиеся в этом районе, «несут ответственность» за то, чтобы их трекеры АИС были включены. Столкновения в море могут повлечь жертвы и вред для окружающей среды.

«В Балтийском море есть много мест, несудоходных для больших кораблей, — говорит Табунс. —Есть также некоторые районы, которые не рекомендуются или запрещены для судоходства из-за наследия Второй мировой войны. Подводные лодки военного времени и боеприпасы десятилетней давности усеивают дно Балтийского моря.»

SpaceKnow обнаружил корабли, у которых была отключена АИС, с помощью изображений радара с синтезированной апертурой (SAR) со спутников. Большинство спутников, наблюдающих за Землей, фотографируют то, что находится под ними; другие, однако, также используют SAR для отражения радиоволн от земли и создания из них изображений. Андрей Курекин, специалист по цвету прибрежного океана из Морской лаборатории Плимута, который анализировал спутниковые снимки для обнаружения объектов в море, говорит, что технология SAR может быть полезна для обнаружения кораблей, поскольку она показывает отражения от металлических объектов. «На изображениях SAR они отображаются как яркие объекты, — говорит Курекин.

Курекин говорит, что изображения SAR можно использовать для определения координат долготы и широты корабля, направления, в котором он движется, и, возможно, для оценки его скорости. «Основное преимущество SAR перед оптическими датчиками заключается в том, что микроволны проникают сквозь облака», — говорит Курекин. На изображения меньше влияет погода, а также они могут обеспечивать видимость ночью.

«Скрыть корабль от датчика SAR довольно сложно», — добавляет Курекин.

На изображениях SAR темных кораблей, которыми поделились с WIRED, суда видны как светящиеся объекты недалеко от места взрыва вокруг «Северного потока — 2».

«Мы предполагаем, что это был один из тех двух темных кораблей, которые мы обнаружили, но мы не можем делать никаких выводов», — говорит Яворницкий.

Он говорит, что компания не занимается определением того, что могло произойти или кто несет ответственность, а вместо этого предоставила данные властям.

Курекин предупреждает, что бортовые системы слежения АИС иногда могут давать сбой. Он объясняет,  что сигнал от АИС может перестать передаваться со спутниками или приемниками на суше, добавив, что на сигнал также может влиять погода.

«Если есть судно, которое вы видите на изображении SAR, но о нем не сообщается системой АИС, это не обязательно означает, что с этим судном что-то не так», — говорит Курекин. Однако сигналами от транспондеров АИС также можно и манипулировать — у военных кораблей подделывали данные АИС, а корабли в России и на Черном море в последние годы исчезли с трекеров.

Несмотря на то, что в настоящее время ведется несколько расследований взрывов, определение полной картины произошедшего может занять некоторое время. Полиция Копенгагена заявила, что ее первоначальные расследования показали, что «мощные взрывы» нанесли «значительный ущерб» трубам. Снимки, сделанные вокруг взорванных участков трубы, показывают, что в результате взрывов было разрушено не менее 50 метров трубопровода.

В электронном письме шведская служба безопасности Säkerhetspolisen сообщила, что из-за «секретности» своих операций она не может обнародовать свое расследование или просмотр спутниковых данных. Однако представитель агентства Габриэль Вернштедт заявил, что организация проводит «уголовное расследование о грубом саботаже» в отношении обеих труб «Северный поток — 1» и «Северный поток — 2».

«Некоторые улики были получены на месте во время расследований, они анализируются», — говорит Вернштедт.

В публичных заявлениях Säkerhetspolisen подтвердила, что на трубах были обнаружены денотации, и что шведские вооруженные силы участвуют в расследовании.

Однако, пока расследование продолжается, между странами, расследующими инцидент, возникают разногласия, которые могут замедлить процесс. В то время как Швеция заявляет, что работает со следователями в Германии и Дании, официальное лицо, ведущее расследование, отвергло планы по проведению совместного расследования.

Табунс надеется, что этот инцидент послужит стимулом для стран работать над лучшими способами обмена разведывательными данными, особенно когда Швеция и Финляндия подают заявки на вступление в НАТО. По словам Табунса, у каждой страны будут свои уровни классификации информации и системы, в которых она собирает разведывательные данные. Часто они могут быть несовместимы. Тем не менее, он добавляет, что на этих примерах страны должны рассмотреть вопрос об усилении «интеграции существующих национальных систем, чтобы обеспечить обмен информацией в режиме реального времени для любого ответа».

Источник: Wired

Реклама
Реклама
АО ГТ ЭНЕРГО
Реклама
Реклама
ООО ПО ХИМЦЕНТР
Реклама
Реклама
ООО НПО СОБОЛЕВСКИЙ ЗАВОД
Реклама
Реклама
ООО ГЕРМЕС ГРУПП
Реклама
Реклама
ООО КАСКАД
Реклама
Реклама
ООО НПО ПЗСК (ПОДОЛЬСКИЙ ЗАВОД СПЕЦИАЛЬНЫХ КАБЕЛЕЙ)

Новости

Компании на карте

img

Вопросы и ответы

Продление экспертного заключения "Газпрома" по ДТОиР

Мы писали заявку на продление разрешительного документа на ДТОиР в декабре 2018 года, нам тоже отказали. Почему отказали я не смог выяснить. Заказчик ...

Сертификация в СДС ИНТЕРГАЗСЕРТ продукция и СМК

Никто не обещал, что сертификация в СДС ИНТЕРГАЗСЕРТ - это легко и бюджетно! Если вы хотите поставлять продукцию в "Газпром" - никуда не ден...

Сертификация строительных работ (услуг) в СДС ИНТЕРГАЗСЕРТ

Да вот непонятно, отменили или нет. Я создал новую тему по этому поводу....

Продление экспертного заключения "Газпрома" по ДТОиР

Мы писали заявку на продление разрешительного документа на ДТОиР в декабре 2018 года, нам тоже отказали. Почему отказали я не смог выяснить. Заказчик ...

Реклама
Реклама
НАНО ДПО МИР
Реклама
Реклама
ООО ГПЗ-77
Реклама
Реклама
ООО ПКБ ИТО