Реклама
Реклама
Онлайн-календарь «Нефтегазовая промышленность в днях рождения» - 2021
Реклама
Реклама
Единый Реестр подрядчиков, поставщиков, оборудования и материалов для групп «Газпром» и «Транснефть» на 2021–2022 годы

Выводы польского расследования о взрывах на газопроводе «Северный поток»

Польское следствие принимает эстафету. Страна опровергает разоблачения Германии о причастности экипажа яхты «Андромеда» и украинской компании ко взрывам на «Северном потоке», пишет польское издание Rzeczpospolita со ссылкой на собственные источники. Перевод оригинала статьи на русский язык.

Сразу несколько стран пытаются выяснить, кто были те злоумышленники, которые 26 сентября прошлого года взорвали обе нитки газопровода «Северный поток» и одну из двух труб «Северного потока-2», по которым российский газ поступал в Германию.

Шведы, датчане и немцы проводят собственные расследования. В Польше этим занимается Поморское управление по борьбе с организованной преступностью и коррупцией Национальной прокуратуры совместно с Агентством внутренней безопасности.

Несколько дней назад в СМИ появилась информация о том, что немецкие следователи расследуют две новые версии в отношении Украины, в которых следы ведут в Польшу.

О результатах расследования сообщает немецкая «Süddeutsche Zeitung», ссылаясь на выводы «международной журналистской сети» (в которую также входят немецкие общественные вещатели, две газеты: шведская и датская, а также польский портал frontstory.pl).

Туманность «Андромеды»

Сначала в марте телеканал ARD и еженедельник Die Zeit обнародовали сенсационную информацию о том, что за взрывом может стоять экипаж яхты Andromeda. В начале сентября 2022 года пятеро мужчин и женщина переправили яхту из Ростока (они должны были добраться туда на фургоне с польскими номерами) на датский остров в Балтийском море, недалеко от места взрыва.

Предполагалось, что установка и подрыв взрывчатки могла производиться с палубы яхты.

«На столе в каюте следователи позже обнаружили следы взрывчатки», — сообщают немецкие СМИ.

«Оба предположения проверены, и это точно не ведущие версии следствия», — слышим от человека, знакомого с польским расследованием.

Версия об экипаже «Андромеды» имеет много слабых мест. Каких?

Люди на яхте не выглядели профессионалами, способными выполнить такую масштабную задачу. Они тусовались, шумели, привлекали к себе внимание, у некоторых мужчин на шее были золотые цепочки, — рассказывает нам один из следователей.

«Ни один профессионал не стал бы так демонстративно привлекать к себе внимание», — добавляет он. Как сообщают немецкие СМИ, они якобы использовали фальшивые паспорта. Службы, включая ABW, определяют в данный момент, кем они были на самом деле.

А сомнений всё больше.

Для подрыва труб было использовано большое количество взрывчатки.

Десятки килограммов требуются для одного взрыва на газопроводе. А были взорваны сразу три нитки.

Чтобы транспортировать такой груз и просто спустить его под воду, требовались специальные навыки, комментирует источник, близкий к следствию.

«Это должны были сделать выходцы из спецслужб. Которые хорошо обучены, оснащены специальным оборудованием. У нас, к примеру, с такой задачей могли бы справиться только специалисты из Формозы (морской спецназ Польши), — добавляет он.

Андромеда имеет длину 15 метров. Диверсантам было бы сложно транспортировать такой тяжелый груз, а потом «голыми руками» опустить несколько сотен килограммов взрывчатки в открытом море. Газопровод был взорван в трех местах, на глубине около 70-80 метров, практически одновременно.

«При таких обстоятельствах версия с туристами на яхте абсурдна», — резюмирует наш источник.

Россияне без транспондеров

Как выяснила Rzeczpospolita, выводы польских следователей показывают, что в районе взрыва в момент аварии находилось много российских судов — десяток, точно больше десяти, в том числе приспособленных для подводных операций.

И что крайне важно: некоторые отключали так называемый транспондер — устройство, передающее сигнал для отслеживания судна на воде.  По утверждению издания, это установили польские прокуроры и офицеры ABW.  

Это подтверждают и выводы датских служб — за четыре дня до взрывов в «Северном потоке» в этом районе проплывал российский корабль СС-750 с миниатюрной подводной лодкой.

Как отмечают наши источники в спецслужбах, версию о том, что подрыв трубопроводов — дело рук украинцев, которые замаскировались в Польше и сделали это под прикрытием поляков, продвигают именно немецкие следователи.

Недавно было добавлено, что аренду «Андромеды» должна была оплатить украинская компания Feeria Lwów, базирующаяся в Варшаве, в фейковом офисе, находящемся в многоквартирном доме в Повисле.

Немецкие журналисты написали в связи с этим: Следователи ищут других людей и улики. И это, должно быть, самые горячие и многообещающие следы на данный момент.

Впрочем, и эта гипотеза кажется сомнительной, потому что она слишком очевидна — украинцы из этой компании очень старались не остаться анонимными.

Мы проверили Государственный судебный реестр компании — ее основные акционеры — граждане Украины, известные по имени, фамилии и даже уникальный ID. Интересно, что с 2020 года пятью акциями (на сумму 250 злотых) Feeria владеет некий Сергей Бортник — человек с такими личными данными числится проректором Харьковского национального университета внутренних дел (вуз готовит военных). Он полковник, доктор юридических наук. Неизвестно, воспользовался ли кто-то его данными и действительно ли Бортник находится в числе акционеров компании.

Если бы какие-то службы хотели использовать компанию, они бы ее отлично замаскировали. Здесь же всё просто подано на блюдечке, — комментирует наш собеседник из польских следственных органов.

Предполагается, что компания является туристическим агентством, и у нее нет ни телефона, ни веб-сайта. В ней никто не работает, у неё толком не было продаж до 2019 года, затем оборот вырос до более чем 1 млн злотых, год спустя — до 13,7 млн злотых (и это время пандемии!).

Кому она на самом деле принадлежит? Кто-то из организаторов диверсий на Балтике этим воспользовался? Или, что более вероятно, намеренно привлекал внимание к этим уликам, чтобы пустить следствие по ложному следу.

Войцех Чесла, глава frontstory.pl, также подтверждает эти сомнения.

«Могли ли следы диверсии на Балтике привести в Москву? По мнению экспертов, с которыми мы говорили, это могла быть операция России под ложным флагом. Возможно, путешествие на Андромеде и связанные с ним украинские «следы» были преднамеренно оставлены русскими, чтобы отвлечь внимание следователей от настоящих преступников», — пишет Чесла.

Однако, несмотря на все выводы и догадки, доказательств по-прежнему нет ни у одной стороны.

Источник: Rzeczpospolita

Реклама
Реклама
ООО НПП БУРКРАФТ
Реклама
Реклама
ООО ПКБ ИТО
Реклама
Реклама
НАНО ДПО МИР
Реклама
Реклама
ООО НТЦ АРГУС
Реклама
Реклама
ООО МИР ХОМУТОВ
Реклама
Реклама
ООО НПО АВАЛОНЭЛЕКТРОТЕХ

Новости

Компании на карте

img

Вопросы и ответы

Продление экспертного заключения "Газпрома" по ДТОиР

Мы писали заявку на продление разрешительного документа на ДТОиР в декабре 2018 года, нам тоже отказали. Почему отказали я не смог выяснить. Заказчик ...

Сертификация в СДС ИНТЕРГАЗСЕРТ продукция и СМК

Никто не обещал, что сертификация в СДС ИНТЕРГАЗСЕРТ - это легко и бюджетно! Если вы хотите поставлять продукцию в "Газпром" - никуда не ден...

Сертификация строительных работ (услуг) в СДС ИНТЕРГАЗСЕРТ

Да вот непонятно, отменили или нет. Я создал новую тему по этому поводу....

Продление экспертного заключения "Газпрома" по ДТОиР

Мы писали заявку на продление разрешительного документа на ДТОиР в декабре 2018 года, нам тоже отказали. Почему отказали я не смог выяснить. Заказчик ...

Реклама
Реклама
АО НПФ НАФТА
Реклама
Реклама
ООО НТЦ АРГУС
Реклама
Реклама
АО ГТ ЭНЕРГО