Реклама
Реклама

Хаос российской нефтяной логистики в преддверии санкций

Трейдеров, танкерные компании и самых могущественных правителей мира все больше волнует главный вопрос на нефтяном рынке: сможет ли цепочка поставок нефтяной промышленности выдержать санкции в отношении российского экспорта, - самые жёсткие, которые когда-либо вводились в истории? В тайнах теневого флота и перспективах запретов разбирался Bloomberg.

Для обслуживания задач логистики создается огромный теневой флот танкеров с неизвестными владельцами. Интенсивные дипломатические споры под руководством США о смягчении агрессивных санкций Европейского Союза продолжаются уже несколько месяцев, но время идет. 

Будет ли этого достаточно? До вступления запретов в силу осталось около шести недель, и пока мало ясности относительно того, действительно ли этих шагов будет достаточно, чтобы помочь третьему по величине производителю нефти в мире передать большую часть своей добычи покупателям, чтобы смягчить шок предложения. 

Перевозки российской нефти по морю
Средние отгрузки нефти из России за четыре недели по направлениям

США уже несколько месяцев бьют тревогу, что европейские санкции против России могут вызвать шок. Америка настаивает на том, чтобы компаниям был разрешен доступ к услугам ЕС, особенно к страхованию, чтобы избежать скачка цен перед промежуточными выборами в ноябре. Для этого покупателям придется подписаться под противоречивым ограничением цен на нефть .

Официальные лица США могут стремиться установить предел выше 60 долларов за баррель, что является более высоким уровнем, чем сообщалось ранее. Это основано на выступлениях и ссылках на исторические данные о ценах, которые официальные лица планировали использовать в качестве частичного ориентира.

Что выглядит несомненным, так это то, что большая часть российских потоков будет управляться сложной — и часто скрытной — сетью судов, владельцев, портов и безопасных перевалок, в которой доминируют организации, все еще желающие иметь дело с Россией. 

«Если вы посмотрите, сколько судов было продано за последние шесть месяцев неназванным покупателям, становится совершенно ясно, что для их перевозки создается флот», — сказал Кристиан Ингерслев, главный исполнительный директор Maersk Tankers A/S. в Копенгагене, флот которого насчитывает 170 кораблей, ни один из которых не обслуживает Россию. 

В преддверии 5 декабря, когда ЕС должен запретить импорт российской нефти и прекратить предоставление услуг судоходства, финансирования и страхового покрытия связанных с ним сделок, самый важный вопрос заключается в том, будет ли достаточно судов.

По оценкам судового брокера Braemar, для поддержки четырех миллионов баррелей в день российского экспорта на Дальний Восток, чтобы сформировать большой теневой флот, который будет поддерживать Россию, к 240 судам потребуется добавить многие из недавно приобретенных судов — 102 афрамаксов, 58 суэцмаксов и 80 очень крупных нефтевозов, которые в прошлом году перевозили иранскую и венесуэльскую нефть.

«Торговля танкерами резко возросла в преддверии крайнего срока 5 декабря со стороны нераскрытых организаций, базирующихся в таких странах, как Дубай, Гонконг, Сингапур и Кипр, — сказал Ануп Сингх, главный аналитик танкеров в Braemar. —Многие из них являются старыми судами и попадут в теневой флот, кроме того российский судовладелец ПАО «Совкомфлот» также поставит несколько танкеров». 

С танкера на танкер

Кроме того, почти наверняка произойдет всплеск перевалки грузов с одного танкера на другой прямо в море. Это связано как с санкционным риском, усложняющим обработку экспорта напрямую из российских портов, так и с необходимостью перегружать несколько небольших грузов на более крупные танкеры для дальних рейсов.

Это и само по себе является сложной логистической задачей, но особенно из Балтийского моря, главного экспортного региона России. 

При перевалке с корабля на корабль одно судно маневрирует рядом с другим, прикрепляя трубу, позволяющую перекачивать груз между двумя перевозчиками. Это может занять до двух дней, и лучше всего это делать в самых спокойных водах при хорошей погоде. Некоторые из них могут включать многоэтапный процесс перекачки нефти с первоначального танкера в плавучее хранилище, а затем еще один шаг по перемещению груза на другое судно. 

Тайные операции

В то время как суда часто отправлялись прямо к европейским покупателям, Азия, особенно Китай и Индия, несомненно, станут основными направлениями после 5 декабря. 

Как только санкции вступят в силу, европейские моря почти наверняка перестанут использоваться для этих так называемых STS-перевозок, и ни России, ни ее покупателям будет не будет выгодно осуществлять их внутри Балтийского моря. Это потому, что в идеале нефть, направляющаяся в Азию, будет перекачиваться на гигантские супертанкеры, которые слишком велики, чтобы выйти из Балтийского моря с грузом на борту.

Первоначальное судно разворачивалось после выгрузки груза на этот супертанкер и возвращалось за новой российской нефтью, создавая эффект шаттла. 

Эти места STS могут принимать форму безопасных гаваней или относительно спокойных морских вод, которые не подпадают под юрисдикции, в которых действуют санкции или ограничения против России. 

В то время как некоторые судовые брокеры предлагали возможные места, такие как Гибралтар и Сеута, другие сомневались, ссылаясь на их связи с Великобританией и Испанией, которые ограничивают торговлю с Россией. 

Судно направилось в середину Северной Атлантики, развернулось и через несколько дней зарегистрировало уменьшение осадки, что свидетельствует о выгрузке груза.

Другой вариант передачи STS может быть в открытом море, даже в середине Атлантического океана, где воды выходят за пределы морской юрисдикции, контролируемой европейскими странами. Грузоотправители сосредоточились на районе в середине Северной Атлантики недалеко от группы островов, известных как Азорские острова, автономный регион Португалии, как на хорошей возможности. 

Хотя операции STS, как правило, обходятся дорого, потому что несут в себе элементы риска, эта практика будет иметь первостепенное значение для обеспечения непрерывного потока российской нефти — как с точки зрения логистики, так и для того, чтобы помочь некоторым покупателям сохранить конфиденциальность своей деятельности. 

Хотя поставки из регионов, находящихся под санкциями, нередко проходят одну STS, грузоотправители не исключают возможности двух передач — одной внутри Балтийского моря, второй за ее пределами — чтобы помочь доставить груз на рынок. 

Оживленная торговля

В последние месяцы на рынке бывших в употреблении танкеров наблюдался ажиотаж покупательской активности, особенно сосредоточенной на типах и классах судов, которые будут интенсивно использоваться для перемещения нефти, добываемой в России, с их экспортных терминалов. 

Одним из таких танкеров является Aframaxes, самый маленький из основных международных танкеров, который может перевозить от 650 000 до 750 000 баррелей нефти через более мелкие воды и из более мелких портов. 

Афрамаксы с ледокольными характеристиками были в центре внимания , поскольку этой зимой они будут необходимы для экспорта нефти из Балтийского моря. Афрамаксы ледового класса продаются в два раза дороже, чем год назад, поскольку покупатели предпочитают держать свою личность в секрете.

Судовые брокеры также наблюдали рост торговли судами Aframax неледового класса в возрасте 15 лет и старше . 

Ожидается, что некоторые из этих танкеров появятся в Восточной Сибири, где они помогут транспортировать российскую нефть с ВСТО покупателям, в том числе китайским и индийским нефтеперерабатывающим предприятиям. 

Страхование

Если все эти вещи недостаточно сложны, многие из этих проблем будут усугубляться трудностями с поиском стандартной страховки.

Большинство танкеров застраховано от рисков, включая разливы нефти, 13 организациями-членами Международной группы P&I Clubs, многие из которых находятся в Европе. Санкции ЕС означают, что фирмы блока должны будут прекратить предоставлять страховое покрытие, в то время как сама Международная группа не может рассчитывать на перестрахование от компаний ЕС.

Великобритания в своих запретах еще не полностью последовала за ЕС, а это означает, что некоторое прикрытие все еще может быть доступно. Международная группа базируется в Лондоне.

Потолок цен сделает европейские услуги и страхование доступными для компаний, которые платят за российскую нефть в пределах установленного уровня.  Независимо от того, будет ли Россия сотрудничать с программой ограничений, участие ЕС далеко не однозначно.

При подписании, запреты имели два важных условия. 

Во-первых, будут включены судоходные компании, в том числе гигантский греческий флот. Другими словами, трейдер теоретически мог нанять греческий танкер только в том случае, если этот трейдер заплатил за нефть установленную цену. 

Во-вторых, действующие в ЕС правила гласят, что танкер в любой точке мира не будет допущен к страховщикам и перестраховщикам блока — для любых будущих грузов, в том числе нероссийских, — если они приобретают и перевозят нефть, цены которой не отвечают ограничению.

Европа является центром страхования и перестрахования, и без нее владельцы рискуют оказаться незастрахованными от рисков, включая разливы нефти. Это делает соблюдение санкций ЕС — и ограничение — очень поляризующим и неопределенным вопросом для владельцев танкеров. Реализация ограничений ЕС еще не оформлена официально и также зависит от других стран Большой семерки, которые предпримут аналогичные действия.

А впереди осталось всего лишь чуть больше шести недель.

Источник: Bloomberg

Реклама
Реклама
ООО ЛИТАС
Реклама
Реклама
ООО ГРАНД-ИНДУСТРИ
Реклама
Реклама
ООО ССТЭНЕРГОМОНТАЖ
Реклама
Реклама
ЗАО ХИМСЕРВИС
Реклама
Реклама
ООО КАСКАД
Реклама
Реклама
ООО ЗАВОД ГОРЭЛТЕХ

Новости

Компании на карте

img

Вопросы и ответы

Продление экспертного заключения "Газпрома" по ДТОиР

Мы писали заявку на продление разрешительного документа на ДТОиР в декабре 2018 года, нам тоже отказали. Почему отказали я не смог выяснить. Заказчик ...

Сертификация в СДС ИНТЕРГАЗСЕРТ продукция и СМК

Никто не обещал, что сертификация в СДС ИНТЕРГАЗСЕРТ - это легко и бюджетно! Если вы хотите поставлять продукцию в "Газпром" - никуда не ден...

Сертификация строительных работ (услуг) в СДС ИНТЕРГАЗСЕРТ

Да вот непонятно, отменили или нет. Я создал новую тему по этому поводу....

Продление экспертного заключения "Газпрома" по ДТОиР

Мы писали заявку на продление разрешительного документа на ДТОиР в декабре 2018 года, нам тоже отказали. Почему отказали я не смог выяснить. Заказчик ...

Реклама
Реклама
ФКП ПЕРМСКИЙ ПОРОХОВОЙ ЗАВОД
Реклама
Реклама
ООО НПП БУРКРАФТ
Реклама
Реклама
ООО НПО ПЗСК (ПОДОЛЬСКИЙ ЗАВОД СПЕЦИАЛЬНЫХ КАБЕЛЕЙ)